«Техника особой секретности» - так в годы Великой Отечественной войны
называли стратегические радиоуправляемые фугасы, созданные в Особом
техническом бюро, которым многие годы руководил Владимир Иванович
Бекаури. ТАЛАНТЛИВЫЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ Владимир Иванович
Бекаури родился в 1882 году в одном из сёл Тифлисской губернии в семье
бедного дворянина. В 1905 году он закончил Михайловское железнодорожное
училище, после чего пару лет проработал железнодорожным техником. В то
же время он делал бомбы для грузинских революционеров и даже ухитрился
соорудить для них самодельную пушку. Судя по всему, революционная
деятельность осталась незамеченной для органов государственной
безопасности, что позволило Бекаури в 1907 году переехать на постоянное
жительство в Санкт-Петербург. В столице он конструировал и изготовлял по
заказу металлические сейфы и механические игрушки. Владимир
Иванович с увлечением занимался изобретательской деятельностью. В 1910
году он получил свой первый патент - на аппарат для обозначения времени
на движущейся телеграфной ленте. Четыре года спустя он получил второй -
на аппарат для регистрации и учёта простоев вагонов на железной дороге.
Всего же за свою жизнь Бекаури было получено 16 патентов и ещё 46 в
соавторстве. Не потерялся он и в годы революции и Гражданской войны.
Большевикам тоже были нужны высокопрочные сейфы со сложными замками. В
1920 году Владимир Иванович даже сделал партию сейфов для самого
Владимира Ильича Ленина. Вождь пролетарской революции с интересом
общался с молодым ещё изобретателем, а в июле следующего года даже
пригласил его на заседание Совета по Труду и Обороне. Бекаури было
что сказать на этом Совете. Революционно настроенный сын дворянина
предложил вести мировую войну с помощью телеуправляемого оружия:
радиоуправляемых самолётов, танков, подводных лодок и торпедных катеров.
Причём предусматривались не только телеуправляемые средства нападения,
но и защиты. Перед наступающим неприятелем и в его тылу должны были
взрываться радиоуправляемые фугасы. Те силы противника, которые смогут
дойти до наших укреплений, должны были встретить дистанционно
управляемые пулемёты, огнемёты и приборы пуска отравляющих веществ.
Красные командиры и их партийное руководство от предложений Бекаури были
в восторге. ПРЕДШЕСТВЕННИК НИИ Одним из результатов
очередного партийного совещания в 1921 году стало создание «Особого
технического бюро по военным изобретениям специального назначения»,
сокращённо - Остехбюро. В составе этой организации было образовано шесть
отде-лений:специальное,авиа-ционное, подводного плавания, взрывчатых
веществ, электромеханических и экспериментальных исследований. Владимир
Иванович брался за задачи, посильные лишь целой группе
научно-исследовательских институтов. Современники отмечали его высокий
организаторский талант, удивительно тёплое и внимательное отношение к
сотрудникам Остехбюро, способствовавшее созданию в коллективе
творческого отношения к делу. Остехбюро просуществовало до 1939
года, после чего было преобразовано в несколько отдельных институтов.
Организация эта занималась столь передовыми для своего времени
разработками как радиоуправляемые фугасы, сверхмалая подводная лодка,
корабельные и авиационные радиолокационные станции, сухопутная
реактивная торпеда, механические счётно-решающие устройства. Недаром
один из современных историков справедливо пишет, что «Остехбюро явилось
тем локомотивом научно-технического прогресса, который способствовал
инновационному обновлению СССР перед Великой Отечественной войной». Одним
из самых действенных детищ Остехбюро оказались радиоуправляемые фугасы
«Беми», сконструированные самим Бекаури совместно с будущим академиком
Владимиром Фёдоровичем Миткевичем. Собственно, по первым слогам их
фамилий мина и была названа. Первые в мире радиоуправляемые фугасы были
испытаны французскими флотскими специалистами ещё в самом начале XX
века, но их слабостью были крайне несовершенные взрыватели, которые
можно было привести в действие ложными радиосигналами. Бекаури и
Миткевич сделали новый шаг. Говоря техническим языком, действие
обновлённого «Беми» было основано на низкочастотной селекции с
применением на приёмных устройствах специальных резо-наторных реле,
которые отзываются только на строго определённые комбинации частот. НА ИСПЫТАНИЯХ Первое
испытание этого сложного и капризного прибора было проведено в июле
1925 года. Пять фугасов заложили в отдалённом уголке Ленинградского
гребного порта, там же зарыли в землю приёмное устройство для их
подрыва. В Балтийском море, в 25 километрах от этого места, находился
тральщик «Мику-ла». Его радиостанция и должна была в определённое
комиссией время послать сигналы для инициирования взрыва. На испытания
приехал председатель Реввоенсовета СССР и нарком по военным и морским
делам Михаил Васильевич Фрунзе. Именно он определил время и
последовательность взрыва уложенных на берегу фугасов. Все они
взорвались точно в назначенный срок и в указанной наркомом
последовательности. Вскоре на Комендантском аэродроме близ
Ленинграда провели ещё одни испытания «Беми», на которых присутствовали
Ворошилов, Орджоникидзе и Шапошников. Конструкторам порекомендовали
увеличить дальность действия и создать более совершенную схему,
способную работать в самых неблагоприятных условиях, В марте 1927 года в
районе Малой Вишеры, что в Новгородской области, прошли испытания
такого усовершенствованного образца. На этот раз станция управления
находилась в Ленинграде, в 170 километрах от места испытаний. Наконец, 3
мая того же года на одном из подмосковных полигонов действие приборов
«Беми» продемонстрировали руководителям партии и правительства.
Наблюдали испытания Калинин, Микоян и Руд зу та к. Команды на подрыв мин
вновь шли из Ленинграда, с расстояния свыше 600 километров. Это был
действительно стратегический фугас! Радиоуправляемые мины «Беми»
были приняты на вооружение, и в 1930 году началось их серийное
производство. Судьба же самого Владимира Ивановича Бекаури сложилась
трагически. В роковом для многих советских людей 1937 году его
арестовали по совершенно вздорному обвинению в шпионаже в пользу
Германии. 8 февраля 1938 года его расстреляли. Также были репрессированы
главный инженер Остехбюро Краснопёрое, многие другие конструкторы и
инженеры. Но созданный Владимиром Ивановичем телеуправляемый фугас
«Беми», так же как и разработанный его учениками перед самой войной
улучшенный образец Ф-1, сумел повоевать. И весьма эффективно. И В БОЮ
Писатели
Валентин Катаев в романе «За власть Советов», а затем Владимир Карпов в
повести «Полководец» рассказывали о загадочном взрыве в оккупированной
румынскими и немецкими войсками Одессе 22 октября 1941 года. В тот день
взорвалась комендатура, располагавшаяся в доме НКВД по Одесской области
на улице Энгельса, Мощный взрыв произошёл в тот момент, когда в здании
проходило большое совместное совещание гестапо и сигуранцы - румынской
службы безопасности. Под обломками комендатуры нашли свою смерть 50
генералов и офицеров оккупационных войск. Дело в том, что нашей
разведке ещё до потери города удалось добыть план размещения в Одессе
немецких и румынских войск. В доме НКВД фашисты планировали разместить
штаб главного командования, гестапо и сигуранцу. В обстановке строгой
секретности под каменным полом подвальных помещений здания была
размещена мина «Беми» с зарядом большой мощности. Подпольная группа
капитана госбезопасности Владимира Молодцова, рискуя жизнью, вовремя
радировала о предстоящем важном совещании. Взрыв радиоуправляемого
фугаса уничтожил почти весь генералитет фашистского гарнизона, что
приравнивалось к выигрышу крупного сражения. Похожий взрыв
произошёл и в ночь с 13 на 14 ноября 1941 года в Харькове, в большом
здании, находившемся на улице Дзержинского, 17. Там погибли командир
68-й пехотной дивизии вермахта фон Браун, успевший отметиться в
расправах над мирным населением, и несколько десятков штабных офицеров.
Всего же в ту ночь в Харькове взорвалось 25 тонн взрывчатки и оставшееся
неизвестным количество «Беми». Харьковские аэродромы с самыми
совершенными на то время бетонными взлётно-посадочными полосами также
были заминированы. Взрывы мин замедленного действия на стоянках
самолётов, лётном поле и в ангарах не позволяли оккупантам пользоваться
харьковскими аэродромами вплоть до поздней осени 1942 года. И это
лишь наиболее громкие из всех эпизодов! Только радиоуправляемых мин Ф-1
до окончания Великой Отечественной войны было произведено 5 000 штук. И
они сослужили свою службу на благо Победы.
|