Привет, Гость! Регистрация RSS
Ваш IP : 3.16.147.124


Главная » 2013 » Февраль » 8 » Правда о полете Гагарина
15:47
Правда о полете Гагарина

Юрий Алексеевич Гагарин... Космонавт №1 планеты Земля. Его знакомство с Вселенной длилось 108 минут. Корабль «Восток-1» стартовал с космодрома Байконур в Казахстане. Спускаемый аппарат приземлился после совершения одного оборота вокруг Земли.

В нескольких километрах от поверхности космонавт катапультировался и опустился на парашюте. Казалось, полет прошел гладко. Но все было не совсем так. Вернее, совсем не так...

Почему Гагарин?

В первый отряд отобрали 20 человек. За месяц до старта среди них провели опрос: кто достоин быть первым? 19 человек назвали Гагарина. Вообще-то лидеров было два: Гагарин и Титов. Но первый космонавт в какой-то степени олицетворял эпоху, был символом Родины.

Герман Титов писал о Гагарине: «Сын крестьянина. Ученик ремесленного училища. Рабочий. Студент. Курсант аэроклуба. Летчик. Этой дорогой нашего поколения прошли тысячи сверстников Юрия... Я почувствовал, что первым полетит Гагарин. Ездили в Москву, на Ленинские горы, потом на Красную площадь. Я заметил, что фотокорреспонденты и кинооператоры больше других снимают Юру. И подумал: "Значит, все-таки он...". Хотя надеялся, что первый полет могут доверить и мне...»

Павел Попович, космонавт-4, рассказывал:

-    Мы понимали: Попович - украинец, Андриян Николаев - чуваш, Марс Рафиков - из Киргизии, Валерий Быковский - сложноопределимой национальности... Гагарин и Титов - русские... Хотя не только в этом дело... Юра был каким-то особенным. Вы сейчас можете представить, что первым космонавтом мог стать кто-то другой, не Гагарин?! Вот и я не могу.

Говорят, Хрущев, узнав, что Титова зовут Герман, воскликнул:

-    Это еще что за немецкое имя?!

После Великой Отечественной войны прошло менее 16 лет.

Перед полетом в неизвестность

«Странно, когда Юра переводился в Звездный, он волновался значительно больше, - вспоминала вдова Гагарина Валентина Ивановна. - А тут был спокоен, хотя и немножко рассеян.

-    Береги девчонок, - сказал он тихо.

Я поняла - все предрешено... В ту ночь мы говорили о разном и не могли наговориться... Утром он еще раз осмотрел свои вещи - не забыл ли что? - щелкнул замком своего маленького чемоданчика. Поцеловал девочек. Крепко обнял меня. Я вдруг почувствовала странную слабость и торопливо заговорила:

-    Пожалуйста, будь внимателен, помни о нас...

Юра успокаивал:

-    Все будет хорошо, не волнуйся...

И туг я спросила о том, о чем спрашивать было нельзя:

- Кто?

- Может, я, может, другой...

- Когда?

Он на секунду задержался с ответом:

-    Четырнадцатого.

Я потом поняла, что Юра назвал это число, чтобы я не волновалась в канун действительной даты».

В корабле

Среда 12 апреля 1961 года. Юрий Гагарин сел в корабль, в спускаемый аппарат-шар диаметром 2,4 метра. Инженеры-монтажники Владимир Морозов и Николай Селезнев начали завинчивать за космонавтом 30 (!) замков крышки люка №1.

Рассказывает ведущий конструктор корабля «Восток» Олег Ивановский:

«На связь вышел главный конструктор Сергей Павлович Королев:

-    Как у вас дела с люком, все нормально?

-    Все в порядке.

-    Вот в том-то и дело, что не в порядке! Нет КП-три!

Монтажники замерли. КП - это электрический контакт-датчик прижима крышки к шпангоуту люка. Его отсутствие может означать нарушение герметичности корабля на орбите.

-    Для проверки контакта успеете снять и снова установить крышку?

-    Успеем, Сергей Палыч. Только передайте Юрию, что мы будем снимать крышку и откроем люк.

-    Все передадим. Спокойно делайте дело, не спешите.

А времени почти не было».

Но монтажники уложились точно в срок.

Связывались с «Востоком» не только по делу. Велись и обычные разговоры.

«Королев: Там в укладке тубы - обед, ужин и завтрак.

Гагарин: Ясно.

Королев: Колбаса, драже там и варенье к чаю.

Гагарин: Ага. Понял.

Королев: 63 штуки, будешь толстый.

Гагарин: Хо-хо.

Королев: Сегодня прилетишь, сразу все съешь.

Гагарин: Не, главное - колбаска есть, чтобы самогон закусывать.

Все смеются.

Королев: Зараза, а ведь он записывает все, мерзавец (имеется в виду магнитофон. - Прим. автора). Хе-хе. Юра, ты сейчас занят?

Гагарин: Да, есть тут работа. Но не очень занят. Что нужно?

Королев: Нашел продолжение "Ландышей", понял?

(Тогда была модной песня в исполнении Гелены Великановой, со строчками:

Ландыши, ландыши -

Светлого мая привет,

Ландыши, ландыши -

Белый букет.

Песня слегка надоела космонавтам, и они «дополнили» текст своими строчками, которые вряд ли прозвучали бы со сцены:

Ты, дружище, не спеши...

Заберемся в камыши...

Там напьемся от души...

На фига нам эти ландыши?! - Прим. автора).

Гагарин смеется.

Гагарин: Понял, понял. В камышах?

Королев: Споем сегодня вечером».

После старта - не нажить бы инфаркта...

Главный конструктор внимательно слушал доклад оператора по телеметрии во время выведения «Востока» на орбиту. По программе, цифра не должна была меняться, что свидетельствовало бы о нормальном полете ракеты-носителя.

-    Пять... пять... пять... - монотонно бубнил мужчина, просматривая показания приборов со все увеличивающегося расстояния.

И вдруг...

-Три!!! Три... Три...

-    Что - авария?! - закричал Королев.

-    Ну, что же ты молчишь?!

-    Не знаю... - испуганно ответил оператор.

Одновременно исчезла связь с Гагариным... Неужели - катастрофа?!

-    Н-ну! - вытянул губы трубочкой главный. - Ну! Ну!

-    Пять!!! - радостно-удивленно воскликнул оператор. - Наверное, просто сбой в телеметрии был.

-    Сбой?! - прошептал Сергей Павлович, нащупывая в кармане лекарство.

-    Такое жизнь намного укорачивает.

Опасное приземление

Путь домой - самый трудный участок полета, тем более - первого. Если бы что-то произошло на старте, у Гагарина оставался бы приличный шанс уцелеть при катапультировании. При аварии на орбите Юрий остался бы в космосе на месяц и погиб бы через 10 суток - не от голода и жажды, а от удушья.

Было заготовлено три варианта сообщения ТАСС. Первое - торжественное, на случай успеха. Второе - если корабль, не достигнув орбиты, упадет где-то в океане или тайге. При этом СССР обращался к правительствам стран с просьбой о помощи в поиске космонавта. А третье - о гибели первого космонавта в результате катастрофы. Второе и третье сообщения, слава богу, не пригодились.

...Пользуясь Солнцем как ориентиром, «Восток» переходит на спуск. Корабль вращается вокруг оси.

Из отчета космонавта:

«Я почувствовал, как заработал тормозной двигатель, включение произошло резко. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду. Все кружилось колесом - голова, ноги. То вижу Африку, то горизонт, то небо. Я решил, что тут не все в порядке. Прикинул, что все-таки еще тысяч шесть километров до СССР, да Советский Союз тысяч восемь, до Дальнего Востока где-нибудь сяду. Шум не стоит поднимать...».

Спускаемый аппарат доставил Юрия Алексеевича в атмосферу, далее - катапультирование.

«На высоте 7000 метров - хлопок, - и ушла крышка люка. Я сижу и думаю, не я ли катапультировался? Вылетел с креслом. Ввелся в действие стабилизирующий парашют, потом основной. Я сразу увидел: река большая - значит, Волга. Кресло от меня вниз ушло. Думаю, в Саратове приземлюсь...»

И - новая опасность. Не открылся клапан, что подавал воздух для дыхания.

«Приземление очень мягкое было... Уже на земле шлем открыл, с закрытой шторкой приземлялся. Трудно было с открытием клапана дыхания в воздухе, получилась такая вещь, что этот клапан, когда надевали скафандр, попал под демаскирующую оболочку - и так все притянуло, минут шесть я все старался его достать. Но потом с помощью зеркала вытащил этот тросик и открыл его нормально...»

Мужество и самообладание - прежде всего!

Я - свой!

Гагарин приземлился в поле возле деревни Смеловка, на виду у удивленных колхозницы Анны Тахтаровой и ее внучки Риты. Женщины пошли было к нему (не нужна ли помощь?), но остановились. Яркий оранжевый скафандр и большой шлем напугали.

«Тут я начал махать, кричать:

-    Свой я, советский, не бойтесь, идите сюда!

Неудобно идти в скафандре, но все-таки пошел. Сказал, что прилетел из космоса...»

Он уходил в космос старшим лейтенантом, а вернулся - майором. Так что Гагарин никогда не был капитаном.

...Все остальное случилось уже потом

-    и полет на комфортабельном лайнере до Москвы, и красная ковровая дорожка во Внуково. И ликующие толпы на улицах с плакатами «Космос - наш!», «Чур, я - второй!». А Гагарин улыбался с трибуны, немного усталый, как человек, выполнивший трудную, опасную, но необходимую работу.


Рубрика: Герои нашего времени | Просмотров: 2347 | Дата: 30 Апр 2024| Рейтинг: 5.0/1
Нынче с утра: Вторник


«  Февраль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728


Праздники сегодня

Конструктор сайтов - uCoz ( Copyright MyCorp © 2024 )