Мы привыкли считать, что анархисты представляли собой скопище малоприятных небритых личностей, вооруженных до зубов, не в меру употреблявших алкоголь и постоянно распевавших песню «Цыпленок жареный, цыпленок пареный пошел по Невскому гулять...». Однако это всего лишь стереотипы советского кинематографа. На самом деле типы анархизма были разными, в том числе и рассчитанными на людей высококультурных: философов, литераторов и даже... мистиков. В горниле первой русской революции Первая российская анархистская группа возникла за границей в 1900 году в Женеве. Она состояла из эмигрантов и называлась «Группа русских анархистов за границей*. В 1903 году все в той же Женеве супруги Гогелия создали группу «Хлеб и воля», принесшую известность российскому анархо-движению. Вскоре появились сообщества российских анархистов-эмигрантов в Болгарии, Германии, США и Франции. В самой России анархисты - еврейская интеллигенция и ремесленные рабочие - впервые объединились в 1903 году в Белостоке Гродненской губернии. Число групп анархистов росло стремительно. Если в 1904 году в 27 городах России функционировало 29 анархистских организаций, то в 1907 году, на который пришелся пик их активности, в 180 городах и населенных пунктах действовало уже 225 подобных формирований. Анархическое движение не было однородным. Большинство групп составляли последователи теории П.А. Кропоткина, анархисты-коммунисты, или, как их еще называли, хлебовольцы. Но существовали и другие течения, такие как, например, анархо-индивидуализм. В годы первой российской революции заявил о себе и мистический анархизм. Его проповедовали талантливые представители российской интеллигенции, поэты и писатели: С.М. Городецкий, В.И. Иванов, Г.И. Чулков, Л. Шестов (И.Л. Шварцман), К. Эрберг и другие. И если классический анархизм был рассчитан на человека простого, порой даже без начального образования, то мистический анархизм, провозглашенный в области творчества Г.И. Чулковым, привлекал людей высоких знаний, большой духовной культуры и творческого потенциала. Это течение основывалось на идее М. Штирнера, что философия анархизма целиком строится на психологии индивидуального. Нарастающее разнообразие После революции 1905-1907 годов анарходвижение стремительно пошло на убыль, и в 1914 году в России оставалось всего семь анархистских групп. Но когда в 1917 году дело вновь дошло до революционных событий, число организаций вновь значительно увеличилось. Популярность Кропоткина в то время была столь велика, что А.Ф. Керенский мечтал, чтобы главный идеолог анархо-коммунизма вошел во Временное правительство, и предлагал ему на выбор любой министерский пост. Петр Алексеевич отказался, философски ответив: «Я считаю ремесло чистильщика сапог более честным и полезным». В первые же годы после Октябрьской революции в анархизме возникли новые течения. От ортодоксальных сторонников анархо-коммунизма отпочковались анархо-кооператоры, основавшие группу «Почин», одноименное издательство и журнал. Они считали возможным переход от капитализма к коммунизму через кооперацию, без диктатуры пролетариата. Из среды анархо-синдикалистов выделилось течение анархо-федерализм. По мнению лидеров этих направлений, общественная жизнь после социального переворота должна быть устроена путем объединения личностей в коммуны на основе договора или соглашения. А анархизм тем временем продолжал развиваться. Появились такие течения, как анархо-универсализм, анархо-гуманизм, неонигилизм, махаевщина и анархо-биокосмизм. Представители биокосмизма видели идеал анархии в максимальной свободе отдельной личности и человечества в целом, но для достижения этого людям надо было еще распространить свое могущество на бескрайние просторы Вселенной. Анархо-биокосмиты признавали также принцип индивидуального бессмертия, право на бытие в космосе и воскрешение из мертвых. Анархисты как тамплиеры После укрепления в стране власти большевиков в России стали -закручивать гайки», и политические свободы постепенно пошли на убыль. В феврале 1921 года ПА Кропоткин умер, и анар-ходвижение лишилось своего подлинного руководителя и теоретика. После этого верхушка движения раскололась, и анархизм в России стал приобретать все более странные формы. Одной из самых неординарных личностей в движении тогда был Аполлон Андреевич Карелин, принадлежавший к древнему дворянскому роду, а по линии матери - О.Г. Лермонтовой - приходившийся дальним родственником великому поэту. До Октябрьской революции Карелин долгое время жил в Париже, где занимался преподавательской и издательской работой, успев заодно вступить в орден тамплиеров. Судя по всему, на родине главной для него стала не анархистская, а именно орденская деятельность. для которой анархистские организации служили лишь полулегальным прикрытием. Приехав в Россию, Карелин сразу принялся за работу, которой пренебрегали политические партии: за воспитание человека будущего, за перевод революции с пути бунтов и катаклизмов на путь целенаправленного развития индивидуума, в результате чего только и возможна последующая эволюция всего общества. Работа была плодотворной. К 1924-1925 годам «рыцарские» кружки ордена тамплиеров функционировали в Москве, Ленинграде, Нижнем Новгороде, Свердловске, на Северном Кавказе. Все они носили разнообразные звучные названия: «Орден Света», «Орден Духа» и так далее. Первыми членами ордена тамплиеров - слушателями, учениками и первыми «рыцарями», принявшими посвящение, - были московские артисты, математики и научные работники. Карелин рассказывал им средневековые легенды о рыцарях, мире духов, бесконечных вселенных, о духовных началах человека, физическое тело которого, согласно учению тамплиеров, является лишь способом существования и развития в «мирах и веках» заключенной в нем духовной сущности, одного из множеств духовных атомов мироздания, участвующих в эволюции и упорядочении хаоса Вселенной. Среди этих легенд были истории об Атлантиде и Древнем Египте, о гностиках и первых христианах, о мудрости Востока. Умер Аполлон Андреевич в 1926 году. Он был полон надежд, но смерть, по большому счету, лишь избавила его от ужасов репрессий, которые ОГПУ обрушило на орденские структуры всего через несколько лет. Большинство учеников Карелина оказались за решеткой и в лагерях. Бакунин как Иалдабаоф Однако один из его учеников - Алексей Александрович Солонович, - несмотря на то. что был фигурой во многом комичной, на какое-то время сумел развернуть бурную деятельность. Он считал, что каждый человек состоит из духа, души и тела. Большинство людей - это физики, более всего любящие свое тело, или психики - мыслители и организаторы. Себя же он считал пневматиком, то есть человеком духа, мистиком, который прозревает глубины семи и даже 12 небес. Большая часть людей, как говорил Солонович, - это лярвы, дьяволята, которыми командует сатана. Но он очень возмутился, когда один из соратников заметил: «В нас тоже есть лярвы». «Нет, - категорично ответил Солонович, - мы - по меньшей мере ангелы». В 1926 году в статье «Волхвы и предтечи» Алексей Александрович утверждал, что Бакунин, Кропоткин и Толстой - это языческие волхвы с Востока, явившиеся, чтобы быть преклоненными и возвестить славу какого-то еще только рожденного оккультного мессии. Вскоре, однако, Бакунина он повышает по службе до бога седьмого неба Иал-дабаофа, враждующего с богом земли и евреев - Марксом-Иеговой. При всей курьезности ситуации, Солонович тем не менее был весьма деятельным организатором и где самостоятельно, а где совместно с Карелиным создал целую цепочку орденов и братств: Света, Духа, Креста и Полумесяца, Взаимопомощи, Сфинкса и ряд других, расцвет которых пришелся на 1924-1927 годы. В основе деятельности этих сообществ лежала христианская этика, очищенная от примесей церковного догматизма. Однако в стране, где атеизм был частью официальной идеологии, разговоры о христианской этике к тому времени уже считались преступными, а здесь еще и ордена, тайные собрания, рыцари... Поэтому с мистическим анархизмом было решено покончить. Уничтожили и анархизм обычный. В 1928 году ОГПУ предложило ряду анархистов выступить на специально созванном съезде анархистских организаций и заявить о банкротстве анархизма и о его ликвидации. Но так получилось, что к моменту созыва съезда в 1929 году собирать было практически некого. Анархистские организации прекратили в стране свое существование. Ордена же громили в несколько этапов. Первая волна репрессий прошла в 1929-1930 годах, но она не смогла искоренить и уничтожить само движение. В1936-1937 годах последовала вторая волна, когда арестовывали тех, кто уцелел, и тех, кто уже отсидел первый срок. Третья же волна пришлась на 1941 год, но началась война, и у государства появились более важные проблемы.
|