Морская фортуна каждому судну предоставляет три варианта его судьбы:
оно может благополучно вернуться в порт, может утонуть с экипажем или
без, может пропасть без вести. Но в истории мореплавания известны и
более невероятные случаи, когда судно, многие годы пролежавшее на дне,
поднимается из пучины, вновь отправляется в плавание и продолжает
бороздить водные просторы уже без экипажа. И, когда судно, опять-таки
без экипажа, самостоятельно покидает порт и исчезает за горизонтом... Сильное
землетрясение в конце прошлого века, произошедшее в районе небольшого
полинезийского острова Аай, вызвало гигантские волны, обрушившиеся на
побережье. Ветхие строения и жилища рыбаков либо унесло ветром, либо
разрушило волнами. Когда стихия утихла, жители острова стали помогать
отстраиваться заново тем, кто жил на побережье. В разгар работ
строители вдруг увидели невероятное: мимо острова медленно плыло
старинное судно со сломанными мачтами. На его борту не было ни души.
Легенды о «Летучем голландце» в просвещённом XX веке давно стали
интернациональными, и жители острова дружно бросились наутёк в джунгли,
не желая встречаться с пришельцем из преисподней. Менее суеверным
оказался экипаж катера береговой охраны, который взял «Голландца» на
абордаж. За выяснение судьбы пришельца из прошлого взялись
специалисты и историки. Выяснилось, что в этих местах при загадочных
обстоятельствах в 1712 году исчезла каравелла «Ларгмонт». По-видимому,
при ударе о подводный риф на каравелле разошлись доски обшивки, и она
затонула. За два с половиной столетия нахождения под водой дерево
разбухло и щели закрылись. Подземные толчки и образовавшиеся из-за них
огромные волны подняли каравеллу со дна, часть воды из корпуса при этом
вылилась наружу, и всплывшее судно встало на ровный киль. Теперь,
спустя столетия после гибели, ему уготована вторая жизнь в качестве
музейного экспоната. Морской историк Л. Скрягин в своей книге
«Тайна «Летучего голландца» рассказал невероятную историю американского
парохода ледового класса «Бейчимо», известного в истории мореплавания
как «Летучий голландец» Арктики». В свой последний рейс с экипажем
пароход отправился в навигацию 1931 года с острова Ванкувер. Во время
рейса он посещал многочисленные береговые фактории и забирал пушнину.
Но на обратном пути у берегов Аляски «Бейчимо» оказался в ледовом
плену. Экипажу пришлось остаться на зимовку у мыса Бельчера. В целях
безопасности (судно могли раздавить льды) экипаж переорался на берег.
Однако зимовать члены экспедиции раздумали, и в ноябре их вывезли
самолётом. 26 ноября во время шторма лёд, в который вмёрз корабль,
пришёл в движение. И он отправился в дальнейшее плавание, но уже без
экипажа. Поразительно то, что в августе 1932 года «Бейчимо»
вернулся на прежнее место, словно желая проверить, здесь ли нехорошие
люди, которые его бросили. Но вместо них на судне появились другие
нехорошие люди, которые сняли с него груз пушнины на 200 тысяч долларов. На
следующий год в марте «Бейчимо» опять вернулся на прежнее место. Около
30 эскимосов на каяках поспешили к нему и забрались на палубу. Но
внезапно начался сильнейший снегопад, а затем шторм, и им пришлось
срочно уносить ноги. В августе этого же года судовладельцы
получили очередное известие, что их судно оез команды движется в
северном направлении к полюсу. Затем оно было замечено в море Бофорта.
Шесть раз, когда «Бейчимо» приближался к берегу, эскимосы и канадские
трапперы пытались добраться до его ценного груза стоимостью около 800
тысяч долларов. Но у парохода словно была договорённость со стихиями:
либо опять начинался снегопад, либо судно исчезало в тумане, либо
поднимался ветер, и оно отходило от берега, словно не желая больше
встречаться с людьми, которые бросили его на произвол судьбы. И
лишь однажды пароход сделал исключение, причём для женщины, которая не
собиралась покушаться на его груз пушнины. В июле 1934 года к борту
подошла исследовательская шхуна, на которой находились учёные и среди
них Изабелла Хатчинсон - известный шотландский ботаник. Она с группой
коллег провела на судне несколько часов, о чём потом уведомили
судовладельцев. Но тем заниматься спасательной операцией было слишком
накладно. В 1939 году капитан Хью Полсон, чьё судно находилось в
море Бофорта, обнаружив брошенный пароход, попытался было взять его на
буксир, но через несколько часов начались ледовые поля, и ему пришлось
отказаться от буксировки. В марте 1962 года эскимосы, плывшие на
каяках, встретили «Бейчимо» опять в море Бофорта. Но суеверный страх и
легенды, уже ходившие вокруг «Летучего голландца Арктики», не позволили
им даже приблизиться к нему. Л. Скрягин в своей книге высказывает
предположение, что «Бейчимо» вполне может продолжать плавать до сих
пор, попав в ринг - замкнутое круговое течение в море Бофорта.
|