С тех пор как за произведения искусства стали платить большие деньги, появились многочисленные мошенники. Работая в манере старых мастеров, они сбывали свои подделки не только коллекционерам, но и крупнейшим музеям мира. Причем подделки иногда такого уровня, что их изготовители, вознамерившись открыть миру собственное авторство, могли сделать это с большим трудом - убедить экспертов и обладателей «сокровищ» оказывалось не так-то просто... Конфуз с безносой Венерой Летом 1938 года недалеко от города Сент-Этьена, один французский крестьянин, вскапывая свой участок, неожиданно наткнулся на скульптуру из мрамора. Пораженный увиденным, земледелец долго любовался обнаженной каменной красавицей, у которой, правда, отсутствовали ноги, одна рука и нос. Когда о находке стало известно ученым, поле, где была обнаружена скульптура, стало местом паломничества археологов и любопытных. Однако предпринятые раскопки больше никаких результатов не принесли, и все внимание историков и искусствоведов сконцентрировалось на обнаруженном столь случайным образом произведении искусства. Не было сомнений, что это статуя Венеры, выполненная гениальным мастером. Комиссия из видных археологов и эк-спертов-искусствоведов после тщательного изучения находки заявила журналистам, что скульптура является бесценным шедевром, ее возраст - 1700-2500 лет и создана она во времена нашествия римлян на Галлию. Отсутствие носа не помешало Венере стать национальным достоянием Франции и заручиться охраной государства, это красавице гарантировал сам президент. И вот в самый неподходящий момент общенационального ликования по случаю обретения страной столь замечательного раритета объявился некто Кремонц, итальянский скульптор, который имел наглость заявить, что он - автор Венеры... Сначала на него посмотрели как на сумасшедшего, мало ли тронутых умом людей пытаются любым способом обрести скандальную известность, но Кремонц с явным злорадством выложил на стол все отломанные части статуи, Красавица Венера вновь обрела свой носик, но потеряла любовь французов, ибо теперь олицетворяла собой позор ученых этой страны. Особо любопытные смогли даже увидеть богиню любви живьем... Кремонц представил журналистам певичку из кабаре, которая служила моделью для его скульптуры. Вся Франция покатывалась со смеху, а пресса получила блестящую возможность вволю поиздеваться над напыщенными учеными мужами и государственными чиновниками. Зачем Кремонцу понадобилась вся эта затея с изготовлением Венеры и тайным захоронением ее в земле? Просто итальянский скульптор считал, что искусствоведы незаслуженно обходят своим вниманием его талант, и решил им отомстить. Неизвестно, посыпались ли Кремонцу заказы после его скандальной выходки, но всемирную известность он явно приобрел. Реликвия скифского царя И подобных историй немало. Хотя подавляющее большинство подделок изготовлялось ради денег, иногда эти действия подпитывались чувством мести, как в случае с Кремонцем, или оказывались просто шуткой. Правда, порой гениальные фальшивки создавались и вовсе *без задней мысли». Автором одной из таких подделок, которая еще задолго до Венеры Кремонца потрясла Францию, стал ювелир-самоучка И. Рахумовский из белорусского города Мозыря. Он владел ювелирным искусством настолько виртуозно, что в конце XIX века трудно было найти ему равных по мастерству. Когда Рахумовский переселился в Одессу, он получил предложение делать копии древних украшений, а также оригинальные вещи на античные темы якобы для подарков влиятельным лицам. Ювелир совершенно не предполагал, что его талант решила использовать в своих целях группа мошенников и выполненные им работы будут выдаваться за подлинники. Таким образом Рахумовский и изготовил золотую тиару (головной убор в виде шлема) скифского царя Сайтафарна, не ведая, что вскоре она станет предметом международного скандала. В начале 1896 года все европейские газеты поместили сообщение, что Лувр за 200 тысяч франков золотом приобрел тиару скифского царя Сайтафарна, которая была найдена на юге России. Раритет французам продал одесский антиквар Ш. Гохман, который уже имел в Британском музее репутацию мошенника. Однако французские экс-перты-искусствоведы, несмотря ни на что, были в восторге от приобретения, от совершенства работы древних мастеров. Конечно, огромная сумма, которую запросил Гохман, потребовала и самой тщательной экспертизы того, что предполагалось купить. Ее проводили лучшие эксперты Лувра, они-то и засвидетельствовали подлинность тиары, ведь даже надпись на греческом языке, гласившая, что шлем подарен непобедимому царю жителями города Ольвии, была выполнена по всем правилам древнегреческой эпиграфики. Безусловно, продажа этой исторической реликвии не могла не вызвать волнения среди российских ученых, ведь она стала достоянием чужой страны! Однако археологи и искусствоведы России справедливо посчитали, что такая уникальная находка обязательно породила бы слухи в научных кругах, а раз этого не случилось, значит, дело нечисто. В подлинности сокровища сомневались и ученые из других стран. Украсила экспозицию подделок Пока французы гордились своим приобретением, Гохман все же попался на подделках и угодил под суд, там впервые и был упомянут Рахумовский как возможный автор ряда уникальных «древностей*. Хотя именно Гохман продал Лувру тиару, во Франции постарались просто не заметить этого судебного процесса. Сама мысль о такой грандиозной ошибке именитых экспертов вызывала там настоящий ужас... Правда раскрылась только через восемь лет. В одной из парижских газет появилась статья, в которой ювелир из России утверждал, что знаменитую тиару изготовил Рахумовский. Эту новость подхватили другие издания, и публика повалила в Лувр - вновь полюбоваться на причину скандала. На сей раз замять возникшую в прессе шумиху не удалось, тем более что в Одессе в полицию был вызван Рахумовский, который подтвердил, что «головной убор скифского царя» изготовил именно он, но отрицал причастность к афере с продажей. Ювелир даже предложил доказать свое авторство, приехав в Париж, если ему оплатят проезд туда. Лувру ничего не оставалось, как согласиться на это. Почти два месяца длилось расследование, французы не хотели признавать своего поражения, но когда Рахумовский по памяти выполнил фрагмент тиары, абсолютно идентичный подлиннику, эксперты сдались. Злополучный «подарок Сайтафарну» до сих пор находится в собрании Лувра, но украшает теперь экспозицию подделок. Необходимо отметить, что не только французам доводилось испытывать чувство унижения, связанного с мастерством мистификаторов от искусства. Гордостью Метрополитен-музея в Нью-Йорке несколько десятилетий считались две терракотовые скульптуры этрусских воинов, но в 1963 году было установлено, что они - всего лишь первоклассные подделки... Обманувший самого Геринга Что там музеи, пусть и самые знаменитые, кое-кто рискнул обмануть самого Геринга! После Второй мировой войны, помимо фашистских преступников, к суду стали привлекать и их пособников. Так был арестован художник Антониус ван Меегерен. Его обвиняли в том, что он сотрудничал с нацистскими экспертами и даже продал в коллекцию Геринга картину выдающегося европейского мастера Яна Вермеера. Во время расследования художник неожиданно заявил, что картину «Христос и грешница» написал... он сам. Таким образом получалось, что ван Меегерен не только не был фашистским прихвостнем, но и надул одного из самых главных коллекционеров третьего рейха! Однако в ответ на это заявление следователь получил заключение видных экспертов о том, что полотно написано в XVII веке. Тогда художник указал место, где можно найти его наброски к картине, а также различные аксессуары, изображенные им на полотне. Кроме того, ван Меегерен предложил написать еще одного Вермеера прямо в тюремной камере, если ему предоставят нужные материалы. И следствие решило провести беспрецедентный эксперимент, который вызвал большой интерес не только у прессы, но и у коллекционеров и простых любителей живописи. Под охраной, в своей квартире, ван Меегерен за три месяца создал новый шедевр, который хоть и был слабее предыдущих, но вполне позволял признать Антониуса автором картины «Христос и грешница». Оказалось, что ван Меегерен очень долго изучал творческую манеру Вермеера, а для своих подделок использовал купленные по дешевке настоящие холсты XVII века, с которых он смывал слой краски. Кроме того, художник овладел старинной рецептурой составления красок и научился виртуозно соста-ривать картину, нанося на нее темный лак и вызывая образование тонких, как паутинка, трещинок - кракелюров. Поэтому даже самые именитые нацистские эксперты не смогли распознать фальшивку. ...Ну а сейчас - сколько подделок занимают почетные места в музеях и частных коллекциях? Увы, на этот вопрос никто не знает ответа. Ясно одно: ловкие и талантливые мошенники, способные обмануть даже крупных экспертов, еще не перевелись на свете, и новые скандалы, связанные с поддельными произведениями искусства, еще впереди.
|