«Мой друг - заядлый рыбак. Есть у него традиция - в начале апреля обязательно идет на реку и бросает в воду что-то съестное. Объясняет, что надо задобрить водяного - тогда и улов весь сезон будет хороший. У водяного, вроде, день рождения в начале апреля, и даже праздник есть такой. Хотелось бы узнать, есть ли такой праздник на самом деле, и если да, то откуда он взялся?» Конь-гостинец В былые времена за несколько дней до первого апреля рыбаки вскладчину покупали у цыган самую старую и больную лошадь. Брали за первую назначенную цену, не торгуясь. Потом чистили коня, кормили лучшим зерном, расчесывали гриву. А в ночь на третье апреля вплетали в нее самые лучшие красные ленты, душистые сухие травы, натирали голову коня соленым медом и приводили к водоему. У самого берега лошади спутывали ноги, вешали на шею два старых жернова и на веревке тянули за лодкой, следя за тем, чтобы жертва начала тонуть лишь на середине озера или реки. Если там все еще стоял лед - делали прорубь и топили жертву в ней. Когда все заканчивалось, поверхность воды поливали маслом, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинчик на новоселье. Люби и жалуй нашу семью». При этом старший в рыбацкой артели следил за водой и по ее колыханию судил, принял ли гостинец водяной (водяник, водяной дедушка, водяной шут, водовик, хозяин вод) и остался ли доволен. Если лошадь долго не тонула, это считалось дурным знаком - не по нраву дедушке пришелся подарок. Вот так в древности отмечали рыбаки именины водяного. Да и как не отмечать? Ведь был он для рыболовов, прежде всего, кормильцем всей семьи. Не уважить его значило обречь родных на голод, а обидеть - и вовсе опасно: мог сети порвать, лодки утопить, а то и людей погубить. Праздновался день рождения водяника в период с первого по третье апреля - именно в это время обычно начинал сходить лед и, как гласят легенды, просыпались русалки и водяные. После долгого зимовья были они голодными и злыми. Пробудившись, водяной шут начинал ломать лед, мучить и пугать рыбу - мелкая от этого гибла, крупная могла уйти в другие водоемы. А получив гостинец, проказник успокаивался и принимался «наводить порядок в доме» - рыбу к себе приманивал, рыбакам улов хороший старался обеспечить. Хуже всего было, если жертву не успевали принести до третьего апреля - обидевшись, норовистый старикашка способен был покинуть озеро или реку, оставив их мертвыми, вообще без рыбы и водяной живности. Подарки для именинника Но не только по праздникам дарили подарки хозяину вод. Рыбаки верили - чем чаще они о нем вспоминают, тем больше рыбы водяной к ним пригонит. Поэтому ему от каждого рыболова полагалось две-три пойманных с первого в году улова рыбины, время от времени - маслице или крошки хлеба, капли вина, щепотка табака. Угощая водови-ка табаком, приговаривали: «На тебе табачку, а нам дай рыбки». А в Вологодской губернии даже был обычай дарить подводной нежити один лапоть или сапог с портянкой, надеясь, что за обновку и она одарит ловцов рыбой. Осенью же, чтобы водяной спокойно улегся спать, с первыми заморозками в жертву ему приносили гуся. Птицу целое лето хорошо кормили, а плавать гоняли обязательно на тот водоем, где обитал водяной дедушка. Старались задобрить его и хозяева водяных мельниц. Будет водяник добр и доволен - и колесо мельничное не сломается, а мука никогда не закончится. А так как водяной, по поверьям, - хозяин щедрый (одно из его имен Переплут - бог богатства) и помогает рыбакам да мельникам кормить свои семьи, старались люди не забывать и о тех, кто ходил в подводном царстве под защитой водовика. Седьмого апреля, в день Акулины, считалось, что русалки выплывают на берег и просят у людей холстины - наготу прикрыть да согреться. Вечером на берегу хвостатым девам оставляли куски ткани, а кто мог - старую одежду. Хозяин водных поместий Но не только русалки да ундины пользовались покровительством водяного. Наши предки считали, что вода - стихия чистая и не приемлет ничего грешного. Поэтому водяными становились чаще всего утопленники. Тело за ненадобностью выбрасывалось на берег, а дух оставался жить в озере или реке. Если человек был чист душой - становился хозяином водоема, если нет - шел в услужение. На близость к человеческому роду указывал и сам уклад жизни водяника. Заводил он себе на дне большое поместье, хорошо следил за чистотой и порядком в нем, в жены брал себе водяницу - крещеную утопленницу, было у него много детей (чаще всего - дочерей). Никогда не обижал водяной утонувшего ребенка - брал к себе и растил, как родного. Хозяйство у помещика-водовика было немаленькое: пас он стада рыб, черных коров и табуны подводных лошадей, сам разъезжал на соме, за что рыбаки называют эту рыбу «чертова лошадь».
Любил водяной и шумные праздники, и веселье. Он мог услышать пение с берега и забрать человека на дно, чтобы тот развлекал его, как сказочный Садко, - поэтому на озере или реке старались не шуметь, не петь громко песен. Считалось, что хозяин вод тянется к людям - видимо, память о том, что и сам когда-то дышал воздухом земли, не дает ему покоя. Встретить водяного можно было у берега в лунную ночь. Оборачивался он стариком, но иногда мужчиной или женщиной, а то и ребенком. При этом обязательно демонстрировал хоть одну черту, по которой угадывалось, что на самом деле встретился не человек: чешую, рыбий хвост, копыта или утиные лапы, синюю кожу, но чаще - мокрые волосы и низ одежды. Мог превратиться в любого зверя, птицу или рыбу - но непременно синего цвета. Кровь у хозяина вод тоже была синяя. Хороших людей водяной не обижал - напротив, давал дельный совет или указывал рыбные места. Уважая традиции Можно верить или не верить старым легендам, следовать или не следовать древним традициям. Можно по-разному относиться к рассказам и байкам рыбаков, утверждающих, что лично встречались с хозяином вод или видели русалок. Но всегда следует помнить о том, что почитание нашими предками водяного, лешего, домового и прочих духов - это еще и дань уважения окружающему миру, природе и родному дому. Вряд ли современные рыбаки станут топить лошадь или гуся, чтобы уважить водного духа, но набросать в воду хлебных крошек совсем не вредно - рыба после прикорма лучше клевать будет. А уж если относиться к водоему с уважением и стараться не оставлять за собой грязи и мусора, то рыбы и прочей живности в нем разведется еще больше, и - кто знает - может, и вас не оставит дедушка водяной своей щедростью и заботой.
|