Известный американский историк, профессор Принстонского университета Роберт Дарнтон утверждает: «Для того чтобы понять некоторые события из далекого прошлого, нужно проникнуться духом того времени, понять психологию участников событий». Для него такой момент настал, когда волей случая в руки профессору попал дневник жителя Эдинбурга по имени Роберт Биррел. «Томас Добби утопился в карьере недалеко от аббатства Холируд 20 февраля 1598 года, - писал Биррел. - На следующий день его тело протащили по городу и вздернули на виселице». Из карьера - на виселицу В полном недоумении Роберт Дарнтон отправился в архив Эдинбурга. Там он нашел документы, в которых подробно описывались надругательства над... трупами. В каталоге архива, относящегося к XVI-XVII векам, Дарнтон обнаружил фолиант под названием «Публичные экзекуции мертвецов». Автор этого труда подробно подсчитывал судебные издержки, связанные с казнями трупов, вплоть до цены веревок для виселицы и хвороста для костра. В «Публичных экзекуциях...» приводилось пять платежных документов, согласно которым различные люди получили деньги за судебный процесс по делу мертвого Томаса Добби и последующую его казнь. Согласно первой «платежке», чуть больше шиллинга заплатили рабочим, вытащившим утопленника из карьера. Столько же заплатили офицерам, которые ждали на берегу, придавая процедуре официальный характер. Один фунт получили рабочие за то, что они за ноги тащили тело по брусчатке сначала в суд, а потом - на виселицу. Пришлось также раскошелиться на лошадь и повозку, на которой покойника перевозили в здание тюрьмы. Правда, не совсем понятно, из чьего кармана были взяты денежки на финансирование «услуг». Возможно, средства удалось выручить от продажи имущества, оставшегося после смерти горемыки Добби... Самоубийцы в те времена вызывали отвращение, их даже хоронили без гробов. Тело Добби тащили к виселице по главной улице Эдинбурга, которая сейчас называется Королевская Миля, и оно билось головой о брусчатку... Пытки в суде. Все по закону... В результате офицерам, сопровождавшим мертвеца в тюрьму, а затем на виселицу, была заплачена значительная сумма. Невероятно, но согласно архивным документам, покойника в суде пытали, желая установить, покончил ли он с собой или утонул по неосторожности. Неясно, из каких соображений исходили судьи, однако Томаса Добби приговорили к повешению. В документах шотландского казначейства Роберт Дарнтон вычитал: пожитки Добби получил некто Симон Грахам, который заплатил огромную сумму для того, чтобы завладеть добром несчастного. Имущество тех, кто наложил на себя руки, конфисковывали в Шотландии вплоть до XIII века, но узаконено это было только в 1551 году, именно поэтому Грахаму пришлось пойти на расходы. Закон же о том, что тела самоубийц привлекаются к судебной ответственности, шотландский парламент принял в 1540 году. Правда, как уже говорилось выше, в архиве Эдинбурга нашлось всего пять документов, свидетельствующих о плате тем, кто принимал участие в казни трупов. Европейцы в XVI веке были необычайно изобретательны, придумывая наказания для мертвецов. Особенно много таких экзекуций проходило в Шотландии с 1598 по 1626 год - обычно в больших городах, таких как Эдинбург. Издевательство над трупами в эпоху Возрождения там считалось законным. И если в Англии и северной Германии, например, самоубийц хоронили с колом, вбитым в спину, то в Шотландии так не поступали, предпочитая расправляться с ними по-своему - тащили по мостовой в суд, а потом вешали или сжигали на костре. В Европе людей, покончивших с собой, хоронили за кладбищенской оградой. Историки считают, что корни этого наказания уходят в глубокую древность. В начале XIX века английский социолог Джереми Бентам назвал такое отношение к самоубийцам «реликтами простоты минувших времен». Истязание мертвеца, надругательство над ним устраивалось для того, чтобы устрашить его детей, родственников, друзей, соседей. Современные исследователи называют такие действия формой физического терроризма. Несчастная Джанет Законы эпохи Возрождения допускали сосуществование законных и незаконных методов воздействия на самоубийц и их родственников. В июне 1614 года покончила с собой Джанет Барклей, жена Джона Галта. Джон похоронил ее за северной стеной кладбища. Тело Джанет пролежало там около трех недель. Но однажды целая толпа пришла среди ночи к дому вдовца. Люди держали над головами факелы. Они потребовали, чтобы [алт пошел с ними и выкопал мертвую жену из земли. Джон, конечно, отказался. Тогда народ сам двинулся на кладбище, разрыл могилу, вытащил труп, обвязал его ноги веревкой и притащил к дому, где Джанет еще совсем недавно жила с мужем. Осквернители праха пригрозили Джону, что если он похоронит тело, они снова выкопают его. Галт заявил об этом беззаконии в шотландский суд. Вдовец выиграл дело, и зачинщиков надругательства над телом Джанет арестовали и посадили в тюрьму. Такое решение суда дало понять любителям острых ощущений, что иногда все же наказывают не трупы, а настоящих преступников. Избиение статуи И как же долго в Европе творились безобразия, подобные тому, о котором мы только что рассказали? Имеются документы, согласно которым над мертвыми телами издевались в Эдинбурге даже в 1670 году. Однако к этому времени взгляд на подобные экзекуции в корне изменился. Применение пыток к трупам признали вне закона. А в XVIII веке итальянский реформатор Чезаре Бонесано отметил, что наказание мертвых влияет на живых не больше, чем избиение статуи. Более того, он заявил, что такие поступки цивилизованных людей делают их похожими на дикарей. Хотя тем, кто жил в эпоху Возрождения, вероятно, казалось, что этим они удерживают своих соотечественников от самоубийств... Но, может, были и другие причины такого страшного отношения к мертвецам? Может, издеваясь над покойниками, люди пытались таким образом оздоравливать общественный организм? Способ для этого, правда, они выбрали странный. Впрочем, возможно, странным это выглядит лишь сегодня...
|