У слияния речки Камышинки с Волгой на правом берегу стоит город
Камышин, основанный как одна из крепостей для охраны волжского торгового
пути от набегов кочевников и вольного казачества.
В 1670
году крепость была-таки сожжена отрядами Степана Йзина. В 1697 по указу
Петра Первого в междуречье Иловли и Камышинки началось сооружение
канала и было построено новое укрепление. Своё название город
получил от камышей, которые, видимо, когда-то росли перед ним. В царской
России Камышин считался богатым торговым городом, славившимся своими
арбузами. Рассказывают, что, отведав здешних арбузов, Пётр Первый
приказал в их честь дать салют из пушек и наградил жителей специально
отлитым из меди кавуном, который красовался потом на шпиле городской
управы. Корреспондент одной из российских газет, побывавший в
низовьях Волги в 1869 году, также нахваливал: «и хотя на всякой пристани
множество арбузов, но в Камышине они превосходные, снаружи почти белые,
внутри тёмно-красные и до того сочные, что их не режут ломтями, а едят
ложками, и если арбуз не так хорош или перезрел, его бросают и берут
другой, что можно себе позволить, потому что в Камышине пара арбузов
стоит пять копеек...» Но история здешнего края интересна в первую
очередь тем, что тут гуляли и воевали отряды Степана Разина и Емельяна
Пугачёва. В 1708 году жители принимали участие в восстании Кондрата
Булавина. В1774-м под Камышином завязалось сражение отрядов Пугачёва с
донскими казаками; последние потерпели поражение, а Пугачёв отправился к
Царицыну. После того, как власть одолела-таки всех смутьянов,
прежде всего по указу Екатерины II, местное население получило
возможность создавать свои колонии на территории Камышинского и
Царицынского уездов, и для этого оно нуждалось в строительном материале.
Камень для построек добывался на месте, в здешних горах странной формы,
называемых «ушами». Так, со временем в них возникли многочисленные
подземные ходы; сохранились глубокие пещеры, где ещё в конце XVII века
селились старообрядцы, бежавшие от царского гнева. В их кельях имелись
места для постели, ниши для продуктов и углубления для светильников. Некоторые
подземные скиты удалось увидеть поисковикам из историко-культурного
общества СОВА Константину и Юлии Полевым. По их наблюдениям, стены
иссечены следами кирки, некоторые дополнительно укреплены кладками из
ракушечника. Они же сообщают, что на территории бывшего Камышинского
уезда, в деревнях Студёнке и Бабаковке Ахматс-кого прихода имелось
множество землянок и отшельнических пещерок (ныне затопленных), ибо
здесь была широко развита секта подпольников-подземельников. Секта была
тайная, и её обряды до конца не известны. Знают лишь то, что они
отказывались признавать существующую власть, считая официальную церковь
воплощением антихриста. Поэтому вокруг этой секты всегда существовали
слухи о страшных и кровавых обрядах, через которые проходили сектанты, -
например, обряд «красной смерти».
Один из миссионеров
расследовал в конце XIX века случай, произошедший с крестьянином,
который стал свидетелем этого страшного обряда. Во время отъезда
крестьянина Карпова его заболевшую жену отвезли к матери, в другую
деревню, но скоро ей стало хуже. Муж приехал её навестить, но жена
сообщила, что её отчитали, и скоро красная смерть придёт. «Мужик об этом
слыхал, но не знал, что это~ сам залез на печь в угол и стал ждать.
Через четверть часа является из подполья молодой человек с красной
подушкой, навалился на больную и стал её душить. Муж соскочил с печи и
бросился на парня. Парень видит - дело плохо, схватил подушку и
отправился туда же. Муж увёз жену домой». Но не только
извращёнными формами сектантства был известен Камышинский уезд. В
пещерах «ушей» одно время подвизался отшельник, святостью своей жизни
вызывавший глубокое уважение местных жителей. Согласно преданию, они
приносили к пещере еду, одежду, церковные свечи но все припасы
оставались нетронутыми, кроме хлеба и свечей. Камышинский топограф
ПА Перваго в июне 1853 года обнаружил на привходовом камне этой пещеры
оорывок загадочной надписи на церковнославянском: «ежели кто раскола...»
О чём пытался предупредить отшельник, осталось загадкой. Поблизости,
совсем недавно, Полевые нашли камень странной формы, лежавший на
склоне. На одной его стороне был выбит крест, на другой буквы. К
сожалению, значительная часть пещер недоступна, и, наверное, их никто
никогда не увидит. После строительства Волжской ГЭС поднялся уровень
подземных вод, и большая часть подземелий оказалась затопленной. Буйные
времена разинской и пугачёвской вольницы, облюбовавшей здешние земли,
отразились в многочисленных легендах о разбойниках и их кладах. И те и
другие скрывались в приволжских возвышенностях, изрытых пещерами. Один
из холмов так и называется - бугор Стеньки Разина, другой знаменитый
холм - Ураков бугор (по имени татарского мурзы Урака, собиравшего здесь
дань со всех мимо шедших по Волге судов). Неудивительно, что
кладоискательство в XVIII— XIX вв. стало в Поволжье почти наследственным
занятием. Мечтой для большинства было найти в курганах легендарный клад
оставленный Разиным, Пугачёвым или Булавиным. Упомянутый выше П.А.
Перваго сообщал статскому советнику Артемьеву, что один из крестьян
Камышинского уезда приторговывает древними золотыми вещицами, и дела его
пошли на поправку. Крестьяне, заприметив это, поняли, что нашёл он клад
и как-то припёрли мужика к стенке: откуда золотишко? Крестьянин
рассказал, что на одном из курганов есть нора сурка, и, мол, в отвалах
этой норки он часто находит мелкие золотые вещицы. Крестьяне ринулись с
лопатами к златоносному кургану. Разрыв его, добрались до каменной
плиты, которую с большим трудом им удалось свернуть. Но золота там почти
не оказалось небольшое количество мелких золотых подвесок быстро
разошлось по рукам. В конце XIX века одна древняя старушка,
уроженка Камышинского уезда, рассказала краеведу ЛД Бороздину о кладах
Пугачёва, которые он оставил близ села Лесной Карамыш, где было некогда
болото. В нём Пугачёв якобы утопил шкуру, наполненную золотыми монетами,
но болото высохло, и найти место, где оно находилось, невозможно. Особенно
много историй рассказывают о кладах, оставшихся после Степана Разина.
Во время казни, когда царский палач собирался разделаться с братом
Степана Фролом, тот выкрикнул: «Слово и дело государево!» Заявление по
тем временам серьёзное! Казнь была отложена, и на допросе Фрол сказал
что знает тайну писем и кладов Разина. Его показания были сообщены царю
Алексею Михайловичу, «_и про письма сказал, которые-де воровские письма
брата его были к нему присланы откуда ни есть и всякие, что у него были,
то всё брат его, Стенька, ухоронил в землю поклал в кувшин и засмоля
закопал в землю на острове по реке Дону на урочище на прорве под
вербою. А та-де верба крива посерёдке, а около неё густые вербы». Долго
возили Фрола по разным указанным им местам, но он всё не мог найти то
приметного камня, то дерева, то пещеры. В итоге Фрола всё-таки казнили, а
клады Разина ищут до сих пор. С конца XIX столетия кладами
Степана Разина интересовался археолог И. Я. Стеллецкий, который сделал
интересные записи: «Одного помещичьего добра схоронил Разин близ своего
утёса на 10 млн. рублей. В 1914 году в Царицыне, близ церкви Троицы,
провалилась гора на 4 метра в глубину. На дне провала оказались гробы и
скелеты. Обнаружилось, что это провал над тайником Степана Разина,
идущим от названной церкви до самой пристани на Волге, куда приплывали
«расписные Стеньки Разина челны», гружённые драгоценной добычей. Добычу
свою зарывал он в том самом тайнике. Однако подробности, что из себя
представляло это подземелье, - нам не известны». Рассказывают
также об одном богатом кладе, надёжно схороненном в бугре Степана
Разина. По преданию, там, в пещере, обитой бархатом, жил сам грозный
атаман. Одна из историй о попытке добыть этот клад была довольно широко
известна. Старый бурлак рассказывал своему товарищу, что на бугре
богатый клад зарыт. Взобравшись на бугор, они увидели отверстие вроде
погреба, с дверью. Отворив её, нашли хорошо убранное подземелье, похожее
на комнату в углу висел образ Спасителя в золотом окладе, осыпанный
бриллиантами и камнями; перед образом теплилась лампада.
Посреди
комнаты стоял гроб, окованный тремя железными обручами; возле лежал
огромный железный молот. Около стен расставлено было множество бочонков,
наполненных доверху золотом, серебром и драгоценными самоцветными
камнями, а также ценная металлическая утварь. Бурлаки помолились перед
иконой. Затем вожатый схватил молот и разбил обручи на гробе. Но едва он
успел это сделать, как невидимая сила подхватила обоих и выкинула в
дверь, которая тотчас же захлопнулась. Вслед за тем дверь и отверстие
пропали. Испуганный бурлак едва добрался до судна; у него отнялся язык, и
три года он оставался нем. Ещё одно популярное предание - о
золотых конях Батыя. По легенде, Батый повелел всю дань, собираемую за
год, обратить в золото и отлить из него двух коней, а глаза у коней были
сделаны из прекрасных рубинов. После смерти на чужбине тело Батыя
привезли в приволжские степи и похоронили на одном из холмов Ахтубы,
вместе с ним похоронили и золотых коней. В 1976 году на окраине
села Селитренного пастух пас овец; ходил по городищу, а там после дождя
размыло обрыв и на поверхность вынесло полусгнивший кошелёк с
серебряными монетами. О кладе стало известно археологам. Пастух был
уверен, что клад стоит сумасшедших денег, но когда узнал, чему в
Советском Союзе равен грамм серебра, страшно удивился. Клад археологи
приобрели, но часть монет пастух всё же успел переплавить на грузила.
|