Карелию (северо-запад России) можно назвать полноценным
мегалитическим регионом, поскольку культ камней на этих территориях в
глубокой древности не только имел свои специфические черты, но и всегда
являлся важной частью культурного ландшафта. Во II веке н. э.
древнеримский философ-энциклопедист Цельс писал:«Существует исконное
древнее учение, которым занимались древнейшие народы и государства и
мудрые люди - египтяне, ассирийцы, гипероорейцы, кельтские друиды и
геты...». Очень немногое из этого «исконного учения» сохранилось до
наших дней, и одна из самых больших загадок такого рода реликтов -
мегалитические сооружения, исполнявшие некогда религиозные,
астрономические и магические функции, служившие, как показывают
современные исследования, для работы с могучими и совершенно реальными
«скрытыми силами Природы». Наибольшее распространение имеет,
несомненно, специфический тип почитаемых камней с изображениями,
получивший в России название «следовики». Они могут быть очень различны
и по размерам, и по связанным с ними этнографическим свидетельствам, и
даже по характеру самих изображений, которые меняются в широком
диапазоне от явно искусственных, с чёткой проработкой контуров, до
маловыразительных и практически наверняка естественных. Но их
общей чертой всегда остаётся то, что в народном восприятии данные
изображения являются следами - «Божьими», «Бесовыми», «Чёртовыми»,
следами Богородицы или различных святых и т. д - даже в тех случаях,
когда само изображение лишь отдалённо напоминает по форме след. Камни-следовики
очень разнообразны. Различаются и размеры выбитых на них следов (от
«нормальных» до огромных), и их «природа» (известны, помимо
человеческих, медвежьи, птичьи и другие следы), и их количество на
одном камне, и техника исполнения изображений. Очень сильно варьируется
и предположительно определяемый возраст «следов». При том, что
существует немало свидетельств об исключительной «живучести» традиции
высекания следов на камне, само появление этой традиции следует,
вероятно, отнести к неолитической эпохе. По крайней мере, именно к
такой датировке приводит исследователей известная связь
камней-следовиков с археологическими памятниками эпохи неолита и бронзы. В
Карелии даже официально «зарегистрированных» камней-следовиков
достаточно много, но самым известным примером такого рода «артефакта»
могут послужить знаменитые петроглифы (изображения на скалах) Белого
моря. Так, например, на скалах в устье реки Выг находится около
трёх сотен взаимосвязанных изображений, датируемых концом III - началом
II тысячелетия до н. э. - так называемые «Бесовы Следки». По большей
части это рисунки, связанные с тематикой охоты (лоси, тюлени, медведи,
рыбы...). На фоне этого разнообразия выделяется цепочка следов,
приводящая к изображению крупной человекоподобной фигуры,
предположительно являющейся символом некоего божества. На рисунке
изображён некий человек, стоящий на одной ноге, с поднятой левой рукой
и одним закрытым глазом. Зта специфическая поза, несмотря на то, что
она хорошо известна в истории европейского шаманизма, среди советских и
российских исследователей не получила серьёзного осмысления. Так,
например, у кельтских народов эта сакральная поза называлась «позой
Луга», или «позой Кухулина». Символическая «одноногость» человека
(шамана, мага), стоящего в этой позе, прямо связана с чрезвычайно
архаическими культами богов Смерти и магии (сравните Одноглазого Одина
в скандинавской Традиции, одноногую Бабу-Ягу - в славянской, одноногих
Стражей Иного мира в валлийском эпосе и т. д.). В древности считалось,
что маг, принимающий «позу Луга», находится сразу в обоих мирах (в этом
и в Ином) и, соответственно, видит открытым глазом мир явленный, а
закрытым - Иной Мир (мир духов). На изображении, на наш взгляд,
именно шаман (маг) в сакральной позе. Считается, что именно этот образ
открывает «некий путь» в сакральные тайны Белого моря,
свидетельствующие о далёком гиперборейском прошлом современного
российского Северо-Запада. Выбитая на скалах цепочка следов, с
заложенным в них глубоким магическим смыслом, выполняет свою вполне
конкретную роль, не понятую учёными, но прекрасно осознаваемую «местным
людом»: дольмены, сейды, каменные лабиринты, камни-следовики - всё это
входы в невидимый мир таинственных древних сил. На протяжении
веков многим из этих памятников среди местного населения сопутствовала
традиция - пересказы преданий, повествующих о происхождении камней или
знаков на них, обрядовая практика - молебны. Культовым камням
приписывались чудодейственные целебные свойства. В стародавние
времена, когда на земле жили великие маги и чародеи, люди не только
понимали язык зверей и растений, но при помощи магии могли изменять
структуру камня, делая его мягким, словно сырая глина. Такова легенда,
до сих пор бытующая в Карелии, позволяющая местному населению свято
хранить легендарные страницы прошлых времён. К науке, конечно, это не
имеет отношения, но, как говорят старики, «имеет отношение к жизни». Существует
много свидетел ьств о целеб-, ных свойствах следовиков. По словам
местных жителей, жидкость, скапливающаяся в их углублениях, многих
вылечила от различных кожных заболеваний. Многие деревенские жители
Карелии свято верят в волшебную силу загадочных камней. Когда же
возникло почитание этих камней и связано ли оно с каким-то религиозным
культом, религиозными традициями? В научных статьях часто высказывается
мнение о том, что камни-следовики связаны с культом предков, с
почитанием умерших. Зарождение почитания камней определялось
особенностями религиозного мировоззрения. Следообразная выбоина
становилась «следом» божества, которому люди поклонялись. Также имеется
связь происхождения следов на камнях с деятельностью христианских
святых. Известия о валунах с выбитыми на них следами птиц, зверей
и человека, «отпечатками» рук, ног и подков, крестами различных типов,
углублениями в виде чаш, точек и других непонятных знаков удивляют
историков и краеведов. Никто не может точно сказать, какое назначение
имели камни, тем более, что письменных источников с ответом на этот
вопрос найдено не было. Их принято связывать с древнейшими
арийскими верованиями, в частности, с легендой о трёх шагах Вишну,
символизирующих движение Солнца от восхода через точку в зените и до
заката. Камни-следовики - немые свидетели древнейшего продвижения с
Севера на Юг архаичной общеиндоевропейской культуры, верований и
культов. Своеобразным открытием стал рассказ одной из жительниц
небольшой деревеньки близ Водлозера, которая случайно обнаружила на его
берегу большой камень с зеркальным изображением православного креста. И
если мысленно поднять этот крест, то он укажет направление на ту
возвышенность, где в прошлом предками оыла построена православная
церковь. Длина креста - 70 см, ширина - 40 см. Изображение
отчётливо просматривается по всей длине камня. Является ли оно
естественным рисунком камня, или крест высекли на камне - ответить
трудно, а близость к прежде находившейся здесь церкви делает это
изображение таинственным знаком. В Институте геологии Карельского
Филиала Академии наук РФ считают, что углубления в камнях являются
естественными. Можно было бы с этим полностью согласиться, если бы не
утверждения людей о целебных свойствах воды, и не многие загадочные
вопросы, на которые пока нет ответов. Камни-следовики упорно продолжают
хранить свои тайны.
|