Ранним утром 7 февраля 1981 года под Ленинградом, на военном
аэродроме города Пушкина, царило необычное оживление. То тут, то там
можно было увидеть множество военнослужащих высокого ранга - адмиралов,
генералов, старших офицеров. Дело в том, что накануне в Ленинграде на
протяжении недели проходили традиционные командно-штабные учения (без
привлечения реальных сил), в которых участвовали руководители всех
флотов и флотилий страны. Штабные игры закончились вполне удачно,
и высшие флотские чины возвращались к местам своей службы с Пушкинского
аэродрома. Погода в этот день была обычной для начала февраля в
Северо-Западном регионе. Шёл не слишком сильный снег, дул ветер, чьи
порывы временами переходили в пургу. Но это не препятствовало
выполнению полётов в запланированном режиме. Первый рейс с
представителями Северного флота улетел утром в Североморск, затем
состоялось ещё несколько вылетов. На 16.00 намечался вылет военного
самолёта флотской авиации Ту-104, фактически являвшегося персональной
машиной командующего Тихоокеанским флотом адмирала Эмиля Спиридонова.
Кроме командующего, этим же рейсом должны были лететь ещё 12 адмиралов,
три генерала, ряд офицеров и нижних чинов, а также несколько
гражданских лиц - всего вместе с членами экипажа 52 человека. Накануне
вылета тихоокеанцы пребывали в приподнятом настроении: их флот по
итогам сборов был признан лучшим в стране, а это, помимо прочего,
открывало перспективу служебного роста. Домой, во Владивосток, моряки
возвращались не с пустыми руками. Само собой, каждый вёз подарки для
родных и знакомых, к тому же впереди были любимые народом праздники -
23 февраля и 8 марта. Одних только апельсинов в самолёт загрузили никак
не менее тонны на всех. Многие адмиралы везли входившую в моду бытовую
технику - цветные телевизоры и видеомагнитофоны. А кое-кто прихватил с
собой даже мебельный гарнитур. Не меньше было и служебных грузов.
Секретные документы и карты в запечатанном виде перевозились в
тяжеленных металлических сейфах. Пользуясь случаем, адмиралы «выбили»
для своих штабов служебную аппаратуру, которую тоже погрузили в
самолёт. Все эти разномастные ящики и коробки складывались в хвостовом
отсеке лайнера. Наконец, в самолёт вкатили два рулона дефицитной
типографской бумаги, каждый из которых весил более тонны. Один из
диспетчеров аэродрома заметил, что самолёт сильно перегружен, и доложил
о своих опасениях руководителю полётов. Но тот лишь отмахнулся, заявив,
что командир Ту - опытнейший пилот, «лётчик от Бога», и что на борту
находится командующий авиацией Тихоокеанского флота генерал-лейтенант
Г. Павлов, налетавший в своё время тысячи часов. Уж они, эти асы, не
нуждаются в подсказках. Да и какая там перегрузка, если пассажиров на
борту вдвое меньше нормы? АПЕЛЬСИНЫ НА ПОЛОСЕ Последним
из тихоокеанцев на аэродром прибыл, как и положено по чину, командующий
флотом адмирал Спиридонов. Вместе с ним летела его жена, а также ещё
одна важная дама - супруга первого секретаря Приморского крайкома КПСС.
Командующий со спутницами занял свой отдельный салон. Остальные
пассажиры расположились произвольно, в соответствии со своим рангом и
собственными предпочтениями. К этому времени боковой ветер
усилился, но не настолько, чтобы препятствовать полётам. Около 16.00
Ту-104 начал свой стремительный разбег. Многим на аэродроме было
известно, что командир корабля подполковник А. Инюшин пользовался
полным доверием адмирала Спиридонова за свои профессиональные качества
и богатый лётный опыт. У Инюшина, который летал при любых
метеоусловиях, был собственный, «фирменный» стиль взлёта, который
заключался в том, что, разогнав лайнер, пилот резко брал штурвал на
себя, и машина послушно взмывала ввысь по эффектной крутой дуге. Вот,
пробежав две три бетонки, самолёт оторвался от полосы... Но через 8
секунд, когда машина поднялась примерно на 50 метров, ещё не выйдя за
пределы полосы, на глазах провожающих и обслуживающего персонала
случилось нечто ужасное. Самолёт начал заваливаться на правое
крыло... Вот крен стал почти отвесным к земле, а затем машина
перевернулась и плашмя рухнула на лётное поле. От страшного удара все
30 тонн керосина разлились и вспыхнули. Самолёт мгновенно превратился в
огромный пылающий факел. Через расколовшийся фонарь кабины наружу
выбросило одного из лётчиков, его подобрали ещё живым, но по дороге в
больницу он скончался. Все остальные пассажиры и члены экипажа сгорели
заживо. Как ни странно, но в этой жуткой катастрофе, по
свидетельству очевидцев, уцелели апельсины: ими оказалась засыпана едва
ли не вся взлётно-посадочная полоса. ИГРЫ ФОРТУНЫ В
этот чёрный день советский Военно-морской флот понёс колоссальную
утрату. Если за весь период Великой Отечественной войны наш флот
потерял четырёх адмиралов, то здесь, в один миг, не стало тринадцати! В
одночасье великая морская держава лишилась блестящей плеяды
флотоводцев! Причём погибли не просто лучшие, но ещё и те, кого в
скором времени прочили на руководящие посты в военно-морском ведомстве
страны. Как и при любой катастрофе, здесь тоже не обошлось без
мистических игр фортуны. Были те, кто чудом избежал гибели, и те, кто
сел, что называется, не на свой рейс. Начальник штаба
Тихоокеанского флота вице-адмирал Р. Голосов, за которым было
закреплено одно из мест в погибшем лайнере, накануне отпросился у
командующего, чтобы навестить своего сына, служившего на Северном
флоте. Голосов улетел утренним рейсом в Североморск и остался жив. Уцелело
и всё руководство Камчатской флотилии. Её офицерам проще было
добираться из Ленинграда домой, в Петро-павловск-Камчатский, обычным
рейсом «Аэрофлота», и они получили на это «добро». На освободившиеся
места командующий разрешил взять пассажиров. Это была чета молодожёнов,
отправлявшихся в свадебное путешествие, а также студентка -дочь одного
из офицеров флота, летевшая на каникулы к родителям. ВЫВОДЫ КОМИССИИ Но
как же могло случиться, что погиб цвет советского флота, и притом, что
самолётом управлял лучший экипаж? Самой первой версией было
предположение, что катастрофа произошла в результате тщательно
спланированного диверсионного акта. В тот же день Тихоокеанский
флот был приведён в боевую готовность №1. Но постепенно страсти
улеглись, и комиссия, работавшая около полугода, пришла к заключению,
что причиной трагедии стали нарушение центровки, неправильное крепление
груза и размещение пассажиров. Хотя по количеству пассажиров загрузка
составляла чуть более половины, но общий вес «багажа» не только с
лихвой перекрыл имевшийся запас, но и превысил грузоподъёмность лайнера
на несколько тонн. В этих условиях произвольное размещение пассажиров
также не являлось оптимальным. В результате центровка общей массы
оказалась за пределами нормы - ближе к хвосту, вдобавок груз был плохо
закреплён. Сыграл свою роль и усилившийся боковой ветер. И всё
же, по мнению ряда экспертов, последней «тяжёлой каплей», окончательно
«придавившей» хвост самолёта к земле, стали два рулона типографской
бумаги. Когда при взлёте машина резко задрала нос, то эти рулоны, плохо
закреплённые, сорвались со своих гнёзд и покатились в конец хвостового
отсека, создав дополнительный дифферент. Двигатели не справились с
возникшей перегрузкой, и лайнер опрокинулся. ВЕЧНАЯ СТОЯНКА Вся
информация о катастрофе сразу же была засекречена. Лишь газета «Красная
звезда» в номере от 10 февраля поместила крохотную заметку о ЧП но в
ней были названы всего несколько фамилий. Только в 90-х годах прошлого
века отдельные подробности этой жуткой катастрофы стали достоянием
гласности. Трагедия в Пушкине окончательно закрыла небо перед
лайнером Ту-104, первенцем советской реактивной пассажирской авиации.
Правда, в гражданской авиации с ним простились ещё раньше. После
катастрофы 17 марта 1979 года под Москвой, когда при вынужденной
посадке с полными баками пассажирский Ту-104 зацепил опору ЛЭП и рухнул
в поле, «Аэрофлот» вывел из своего состава все самолёты этого типа. Но
военные ещё продолжали использовать их. Однако после катастрофы в
Пушкине эксплуатация Ту-104 была прекращена окончательно. В
последний раз эта серебристая птица поднялась в воздух 11 ноября 1986
года. В этот день одну из сохранившихся в лётном состоянии машин
перегнали своим ходом в Ульяновский музей гражданской авиации, на
вечную стоянку.
|