«...Знаменитому шаману от роду предназначаясь, полым бубном стать желая, с множеством подвесок медных, суетливостью болезней устраненных стать желая, с круглой шапкою-подвеской, с колотушкой-крестовиной, вещим-важным стать желая, - дозревали-вырастали» - именно так в традиционном якутском фольклоре описывается начало сакрального ритуала посвящения в шаманы. Загадочная болезнь Основанием для проведения подобного ритуала всегда считалось наличие у человека признаков так называемой «шаманской болезни». По мнению известного исследователя религий мира Сергея Токарева, эта болезнь может проявляться у человека в раннем, а иногда даже в младенческом возрасте, у подростков и молодых людей. Однако случаев того, чтобы она возникла, например, у сорокалетних, до сих пор зафиксировано не было. Симптомы загадочной «шаманской болезни» схожи с эпилептическими припадками и выражаются в судорожном подергивании частей тела, приступообразном напряжении мышц, закатывании глаз, выступающей у рта пене. Человек, подверженный «шаманской болезни», издает нечленораздельные звуки, порой у него до неузнаваемости меняется тембр голоса. Изредка сквозь поры больного сочится кровь, на теле появляются необъяснимые кровоподтеки. В частности, сохранились воспоминания русского врача о случае в 1934 году в якутском поселке Аюкта. Доктора тогда поразили симптомы необычного заболевания у шестимесячного младенца: в подмышечных впадинах и под коленкой ребенка обильно выступала кровь, малыш заходился в крике, а его тело сотрясали сильные конвульсии. Однако приступ прошел минут через 20, после чего маленький пациент забылся крепким и глубоким сном. Согласно традиционным верованиям коренных сибирских народов, это таинственное заболевание - следствие «избранности». Духи, назначившие определенную личность с момента ее рождения проводником своей воли, через странные поведенческие проявления, часто схожие с симптомами разных психических недугов, пытаются войти в контакт с душой человека и завладеть его телом. Испытание на избранность Первый этап, предшествующий посвящению человека в шаманы, - установление того, что он действительно одержим «шаманской болезнью». Эта процедура очень важна, так как если «диагноз поставлен неправильно» и кандидат в шаманы на самом деле просто болен психически, после церемонии он оказывается полностью во власти злых духов, которые в конечном итоге убивают несчастного. Способы проверки избранности у коренных народов Сибири очень разнообразны. Так, ненцы и нганасаны при очередном приступе «шаманской болезни» у человека вставляют ему между зубами китовый ус. Если по окончании приступа ус оказывается перекушенным, то такой кандидат в шаманы считается избранным. Нанайцы, ульчи и орочи во время припадка надевают на больного ритуальную маску того или иного животного: медведя, волка, лисы. Считается, что будущий шаман, находящийся в это время под воздействием духов, должен издавать звуки, характерные именно для этих представителей животного мира. Также существует поверье, что доказать избранность человека можно, поднеся к его ладони пламя. Если испытуемый закричит от боли, посвящать его в шаманы нельзя. Если же он, охваченный приступом, не обратит на огонь внимания - значит, духи-покровители берегут его телесную оболочку для особого предназначения. У большинства народов принято вручать будущему шаману главный ритуальный атрибут - бубен и колотушку - и внимательно наблюдать за кандидатом «на должность». Когда он, еще не знающий тонкостей шаманского ремесла, неосознанно совершает правильные действия, присутствующие опытные шаманы говорят, что этот человек избран духами. Если же его движения хаотичны и непредсказуемы, кандидат объявляется непригодным для шаманского служения. Оживление бубна Для человека, прошедшего испытание на избранность, к моменту его посвящения в шаманы изготавливаются бубен, колотушка и платье с особыми подвесками - основные шаманские атрибуты. Считается, что обруч для бубна должен быть из дерева, предназначенного именно этой конкретной личности. Такое дерево находит старый шаман, приглашаемый для церемонии, привязывает к нему свой костюм, затем умерщвляет животное, шкуру которого позже использует для бубна, и, окропив ствол жертвенной кровью, откалывает от него небольшой кусок, пригодный для изготовления обруча. Жизни дерева и будущего шамана с этого момента оказываются связанными теснейшим образом, и поэтому, если оно засыхает или его срубают - погибает и сам шаман. Металлические части бубна и подвески для костюма выковывает специально посвященный кузнец, которому покровительствует сам дух огня и металла Кыдай Бахсы. Свои изделия кузнец закаливает особым образом в крови жертвенных животных. Кровь животных также используется для обильного обмазывания бубна, колотушки и шаманского костюма. Рассекая тело на куски Самая сокровенная часть посвящения в шаманы - обряд «рассечения тела». Считается, что во время такого тайного ритуала духи-покровители проверяют, сможет ли человек стать шаманом или нет. Для этого в отдаленном и укромном месте возводится летняя юрта, куда молодой шаман удаляется на срок от трех до девяти дней. Ни одно «ходящее существо», кроме старого шамана, не имеет права присутствовать рядом с ним в это время. Молодой шаман располагается на деревянном ложе и впадает в длительный транс. Признаки «шаманской болезни» тогда обостряются у него с невероятной силой: у рта выступает обильная пена, из всех его суставов и отверстий струится кровь - вначале алая, затем зеленая и под конец, черная. Согласно верованиям, это происходит оттого, что духи рассекают тело посвящаемого на части, пристально всматриваясь в каждый его орган, ища в них присутствие низших - злых - сущностей, пересчитывая кости. Если какой-либо из костей не хватает, духи добавляют недостающую. Однано в этом случае, вскоре после того, кек человек становится настоящим шаманом, у него обязательно умирает один из родственников. Присутствующий при рассекании тела старый шаман должен следить за тем, чтобы даже малую его частичку не украли духи деревьев, трав или камней. Если это все же случилось, то человек, призванный стать добрым шаманом, обращается в злого. После того как ритуал рассекания тела завершается, оба шамана выходят на высокую гору или чистую поляну и на протяжении нескольких дней совершают совместные камланич: вначале старый шаман показывает молодому всевозможные чудеса, а затем и посвященный шаман, переняв у старого все тонкости сакрального искусства, начинает манипулировать духами. Тогда же молодой шаман при помощи более опытного наделяет свое тело двумя особыми свойствами. Во-первых, он находит там место - ойбон (прорубь), куда без вреда для себя может втыкать нож с целью убить злых духов, вселившихся в его тело. Во-вторых, открывает у себя в животе киэли - сосуд, куда втягивает злых существ, вселившихся в больного человека...
|