В августе 1940 года руководство СССР приняло совершенно секретное решение о возведении мощных оборонных предприятий в различных городах страны. В этот список вошла и группа авиационных заводов, которые планировалось построить в городе Куйбышеве (ныне Самара). Миссию возложили на всемогущий НКВД СССР, при котором для этих целей была создана специальная структура, получившая название Управление особого строительства (сокращенно - УОС, или Особстрой). Стальные руки-крылья В течение весны и лета 1940 года гитлеровские войска победоносно промаршировали по всей Европе, и тогда же в нашей стране вполне отчетливо стало ощущаться приближение серьезного военного конфликта с фашистской Германией. Было решено кардинально укрепить оборонный потенциал советского государства. Упор сделали на создание крупных промышленных узлов, каждый из которых специализировался бы на изготовлении новейших по тем временам видов вооружений для разных родов войск. При этом главной производственной базой СССР по выпуску авиационной техники должны были стать города Среднего Поволжья. Вот выдержки из документа, который на протяжении многих десятилетий хранился в Государственном архиве Самарской области, но для широкого круга исследователей его открыли лишь недавно. «Совершенно секретно. Постановление № 343-с Комитета обороны СССР. 6 августа 1940 года. Москва, Кремль. О строительстве авиационных заводов самолето - и моторостроения. Комитет обороны при СНК Союза ССР постановляет: 1. Приступить в 1940 году к строительству трех новых авиационных заводов в районе г. Куйбышева на Безы-мянской и Падовской площадках... 2. Установить следующие сроки окончания строительства, монтажа и пуска заводов: самолетостроительный завод №122 к 31 декабря 1941 г. самолетостроительный завод №295 к 1 февраля 1942 г. моторостроительный завод №337 к 1 мая 1942 г. 3. Возложить строительство самолетостроительных и моторостроительных заводов на НКВД СССР... 23. Установить план капитальных работ по авиазаводам на 1940 год - 800 миллионов рублей, включая удорожающие факторы. 24. Выделить НКВД для авиационных заводов из резервного фонда СНК СССР 139 миллионов рублей... Председатель комитета обороны при СНК Союза ССР Ворошилов». Авиационный комплекс в Куйбышеве сразу же получил статус «сверхлимитной стройки НКВД». Это означало, что в сфере снабжения материалами и финансирования, в нарушение всех догматов плановой экономики, эта стройка имела право работать «по факту», то есть без заранее утвержденного плана. Таким образом, придавая чрезвычайно большое значение для обороны страны куйбышевским предприятиям, государство заранее гарантировало покрытие всех расходов Особстроя, какими бы колоссальными они ни были. Забегая вперед, следует сказать, что план капиталовложений по группе куйбышевских авиационных заводов, по истечении 1941 года оказался перекрытым более чем в два раза. «Особо важное задание» Что же касается обеспечения важных строительных объектов контингентом трудящихся, то тогдашняя тоталитарная система эту проблему решала просто. При каждой крупной «стройке коммунизма» создавались «места не столь отдаленные», которые и поставляли на площадки дешевую рабочую силу. В структуре Управления особого строительства тоже появилось пенитенциарное учреждение, Которое получило название Безымян-ский исправительно-трудовой лагерь (Безымянлаг). Осенью 1940 года в бараках на Бе-зымянке (ныне это Кировский, Промышленный и Советский районы Самары) в общей сложности находилось свыше 22 тысяч человек. В дальнейшем количество заключенных Безы-мянлага росло стремительными темпами, что в те годы оправдывалось оборонными интересами государства. И если в январе 1941-го в здешних лагпунктах насчитывалось 42 903 человека, то через год население Безы-мянского исправительно-трудового лагеря достигло рекордного для всех военных лет уровня: в январе 1942-го на промышленных объектах Особ-строя, только по официальным данным, работалЬ 81 278 заключенных, а по неофициальным - до 100 тысяч. Но даже если взять первую цифру, это будет означать, что в зиму 1941-1942 годов Безымянлаг по численности заключенных оказался крупнейшим местом лишения свободы в СССР. Даже в наиболее известных лагерях того времени, в районе Беломоро-Балтийского канала, на Колыме и Северном Урале, близ Караганды и Акмолинска, в среднем содержалось в полтора-два раза меньше зеков. Именно для того чтобы идеологически «прикрыть» само существование Бе-зымянлага, партийными чинами в советское время был создан очередной широко разрекламированный миф, суть которого ярче всего выражена в известном художественном фильме 70-х годов «Особо важное задание». Старшее поколение помнит, что в этой картине рассказывалось об истории переезда из Воронежа в Куйбышев авиационного завода и организации на нем производства самолетов ИЛ-2. Заводы на костях заключенных На экране зрители наблюдали, как осенью 1941 года привезенные в заснеженную степь заводские станки выгружались буквально на голом месте. К ним спешно подводились энергетические кабели - и в результате уже через месяц-другой переехавшие заводы начинали производить пулеметы, снаряды и минометы, а еще через два-три месяца - самолеты. Такая картина должна была подчеркнуть все значение подвига простых рабочих и инженеров, сумевших в кратчайшие сроки и в нечеловеческих условиях восстановить оборонное производство перед лицом вражеского нашествия. Между тем подлинные свидетели тех драматических событий и в 70-е годы прекрасно знали, что в данном случае ничего подобного не было и в помине. На самом деле осенью 1941 года заводское оборудование, прибывающее с запада на территорию Безымянского промышленного узла, на месте назначения размещалось отнюдь не в чистом поле, а в уже практически готовых производственных корпусах, возведение которых здесь началось еще в 1940 году. К моменту прибытия станков в степи уже стояли все основные производственные корпуса будущего авиационного комплекса-гиганта, готовые на 80-90 процентов. Этим новеньким просторным цехам на Безымянке тогда недоставало, как правило, лишь крыши и отдельных коммуникаций. Таким образом, на основе рассекреченных архивных документов можно утверждать, что «особо важное задание» по выпуску самолетов ИЛ-2 осенью 1941 года в основном было выполнено не по причине «трудового героизма рабочих и служащих», а лишь благодаря невиданной даже в советской истории концентрации на Безымянке «рабов сталинского режима». Именно на их костях, в буквальном смысле этого слова, оказались построенными такие промышленные гиганты, как заводы «Авиакор» и «ЦСКБ-Прогресс», АО «Моторостроитель», Безымянская ТЭЦ, АО «Металлист» и «Салют», а также десятки других предприятий современной Самары. Безымянные строители Безымянки Начавшаяся Великая Отечественная война заставила правительство внести существенные коррективы в планы создания самолетостроительной базы в Куйбышеве. В октябре 1941 года в этот город переехало более 20 предприятий, входящих только в наркомат авиационной промышленности СССР(НКАП СССР) и ранее работавших в Москве и в Подмосковье, в городах Прибалтики, Украины и других западных регионах страны. Уже после начала войны Особстрою также было поручено возведение радиостанции близ села Ново-Семейкино (объект №15), Крекинг-завода №443 неподалеку от железнодорожной станции Кряж (впоследствии Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод), Куйбышевского нефтехимкомбината близ 1105-го километра Куйбышевской железной дороги (район нынешнего Новокуйбышевска) и еще десятки других предприятий. Эти объекты и по сей день - основа индустриальной мощи всего Самарского региона. И здесь совсем потерялся тот факт, что в 1941-1946 годах Особстроем целиком была возведена та часть современной Самары, которая ныне носит название Безымянка. Именно благодаря работе сотен тысяч безвестных узников ГУЛАГа в городе появилось большинство коммунально-бытовых объектов, в том числе телефонные и телеграфные линии, газопроводы, вся система Водоканала, и так далее. В связи с этим в Самаре давно существует идея открытия памятника под условным названием «Безымянным строителям Безымянки». Однако практического воплощения эта идея так до сих пор и не получила.
|