Индейское племя тлинкитов исторически занимает территорию,
расположенную вдоль моря по обе стороны от границы Аляски и Канады. Их
поселения можно встретить и значительно южнее, вплоть до берегов
Мексиканского залива. По мнению американских учёных, эти рыболовы и
охотники живут там уже несколько тысяч лет. Неприветливый климат
тихоокеанского побережья Канады и Аляски с его постоянной сыростью и
дождями, да и сама удалённость этих земель от наиболее оживлённых
торговых путей делали их малопривлекательными для европейцев. Лишь во
второй половине XVIII века туда проникли русские и англичане. НАРОД УБИЙСТВЕННЫЙ И ЗЛОЙ Этим
индейцам ничего не стоило внезапно захватить причалившую к берегу
английскую шхуну с товарами или спалить русское укреплённое поселение с
торговой факторией. «Злее хищных зверей», «народ убийственный и злой»,
«кровожаждущие варвары» - в таких выражениях отзывались о тлинкитах
русские первопроходцы. Некоторые русские и английские поселенцы
оказались в плену у тлинкитов и прожили среди них долгие годы. Вкратце
известны подобные истории «мужиков низкого звания» Семёна Лукина и
Тимофея Тараканова. Пленников тлинкиты обращали в рабство, но
могли и освободить за выкуп. Случалось, их подвергали жестоким пыткам и
умерщвляли. Адмирал Юрий Фёдорович Лисянский свидетельствовал: «Со
своими пленниками они поступают жестоко: предают их мучительной смерти
или изнуряют тяжкими работами, особенно европейцев. Если кто-нибудь из
последних попадётся к ним в руки, то нет мучения, которому не предали
этого несчастного. В этом бесчеловечном деле участвуют самые
престарелые люди и дети. Один режет тело попавшего в плен, другой рвёт
или жжёт, третий рубит руку, ногу или сдирает волосы. Последнее
делается как с мёртвыми, так и с измученными пленниками, и совершается
шаманами, которые сперва обрезывают вокруг черепа кожу, а потом, взяв
за волосы, сдёргивают её. После этого головы несчастных жертв
отрубаются и бросаются на поле или выставляются напоказ». В 1857
году отряд тлинкитов посетил Пьюджент-Саунд для сбора хмеля. Когда
сезон подошёл к концу, они расположились на окраине Порт-Гэмбла, где
предавались ритуальным оргиям, наводя ужас на обывателей. До тех пор,
пока власти не обратились за помощью к командиру американского корабля
«Массачусетс», стоявшего на якоре у побережья. В последовавшем после
этого столкновении был убит тлинкитский вождь Кэйка. Индейцы немедленно
покинули это место и вернулись на север. Но следующей весной
десять мужчин и одна женщина, принадлежавшие к семейству убитого вождя,
отправились за 1000 миль на юг, к месту происшествия, чтобы отомстить.
Они узнали, что полковник Эби, таможенный контролёр, был важнейшим в
тех местах чиновником, то есть, по их мнению, вождём этой общины.
Тлинкиты убили его и, забрав голову несчастного полковника, вернулись
на Аляску, довольные тем, что жизнь убитого была равноценна жизни их
погибшего вождя. Лишь спустя несколько лет скальп, снятый с головы
таможенного контролёра, был выкуплен Компанией Гудзонова Залива и
отослан семье покойного. ЛИТУРГИЯ НА ТЛИНКИТСКОМ Страна
тлинкитов делилась на территориальные подразделения - куаны: Ситка,
Якутат, Хуна, Акой, Чилкат, Хуцнуву, Стикин и другие. В каждом из них
могло быть несколько крупных зимних деревень, где проживали
представители разных родовых кланов, одни из которых поклонялись Орлу,
а другие - Ворону. Кланы эти нередко враждовали между сооой. По причине
такой своеобразной политической и социальной организации в истории
тлинкитов не известны внешние войны, в которых против общего врага
сражался бы весь народ. Вражда кланов между собой или с соседними
индейскими племенами - хайда и цимшиана-ми - порой приобретала крайне
ожесточённый характер. Известен случай, когда после столкновения двух
тлинкитских кланов в гол когда был неудачный сезон ловли лосося,
победители сбросили обезглавленные тела поверженных врагов в реку, а на
скале близ места побоища сделали их кровью изображение красного
человеческого лица. Но говорить о тлинкитах только в тёмных
тонах, наверное, всё-таки будет ошибкой. Ведь ещё до прихода европейцев
эти племена уме ли обрабатывать железо. Среди орудий труда они
использовали остроги, гарпуны, плетёные ловушки для рыб, сачки,
деревянные и костяные рыболовные крючки, ножи и дубинки для глушения
рыб и тюленей. Тлинкиты собирали в лесу ягоды, охотились на медведей и
оленей, но основу их пищевого рациона составляли всё-таки дары моря:
лосось, палтус, сельдь, моллюски, водоросли. По осени тлинкиты много
охотились на морских выдр и тюленей. Шаманы же были способны не только
снимать скальпы с чужестранцев, но и уме ли лечить различные
заболевания, влиять на погоду, предсказывать будущее, привлекать удачу
на охоте и защищать соплеменников от черного колдовства. В основе
культуры тлинкитов и по сей день лежат семейно-родственные ценности и
богатые традиции ораторского искусства. У них давно сложились развитые
философские и религиозные взгляды на окружающий мир, и русские
православные миссионеры в своё время нашли в их лице благодарных
слушателей и даже вели литургии на тлинкитском языке. Эти индейцы
считали землю плоской, небо - твёрдым, звёзды - кострами в жилищах
духов, Солнце и Луна были для них живыми, понимающими язык людей. Наша
планета, согласно мифу, покоилась на гигантском столбе в виде лапы
бобра. Его удерживала подземная старуха Агишануку. Землетрясения,
полагали тлинкиты, происходили из-за борьбы Агишануку с
человеком-вороном Йелом - главным героем их мифологии. Мир для этих
индейцев был населён множеством духов и душ людей и животных. Духи
покровительствовали озёрам, рекам, горам, ледникам и стихиям Например,
главным подводным духом был Кона кадет. БОГИ И ОБОРОТНИ С
противоположной стороны тлинкитско-го пантеона находились существа
прямо-таки демонические. Особенно зловеще выглядели оборотни - куштака.
Эти существа были способны принять облик либо человека, либо выдры.
Мало того, куштака могли говорить и подражать прочим издаваемым людьми
звукам. Эти оборотни всегда враждовали с живущими в деревнях шаманами,
между ними шла постоянная незримая война. Куштака могли появиться в
туман и навлечь погибель на головы моряков-тлинкитов. В некоторых
легендах куштака имитировали крики ребёнка или женщины, чтобы завлечь
свою жертву в реку. Оказавшихся в воде людей они либо уоива-ли,
разодрав на части, либо заколдовывали и превращали в маленького
куштаку. С этой же целью они порой похищали младенцев. Поэтому
матери-тлинкитки пугали куштакой своих детей, чтобы они избегали
самостоятельных прогулок у моря. Подобные куштаке существа были
знакомы также эскимосам и цимшианам. Что особенно интересно, в период
золотой лихорадки на Аляске белые американцы тоже рассказывали о своих
встречах с куштакой. Золотоискатель Томас Вау во время своих поисковых
работ из-за дождей несколько дней подряд был вынужден безвылазно
просидеть в своей палатке. Когда наконец выдался ясный, солнечный день,
ему удалось найти кусочек кварца с золотыми прожилками. Вскоре после
этого к нему якобы подошли странные существа, похожие на людей, но
целиком покрытые волосами, словно обезьяны. Они были покрыты язвами и
источали жуткое зловоние. Томас сумел спустить на воду своё каноэ и,
чтобы выжить, в спешке бежал от них. Два других золотоискателя тоже
столкнулись с куштака подобным образом, и при этом один из них сошёл с
ума.
|