Привет, Гость! Регистрация RSS
Ваш IP : 18.117.196.217


Главная » 2013 » Февраль » 1 » «Умный кит» - подводный убийца
16:45
«Умный кит» - подводный убийца

Подводный флот всегда, а особенно в начале своего становления, считался крайне опасным местом службы моряков. Ненадежные субмарины, затонув, при полном отсутствии спасательной техники нередко становились могилой для целых экипажей. Но настоящим рекордсменом по числу убийств мореплавателей считается «Умный кит» - подлодка времен Гражданской войны в Америке.

По приказу Линкольна

Первым использовать субмарины в военных целях придумал Леонардо да Винчи. Однако, устрашившись огромного числа потенциальных жертв в ходе подводной войны, гений живописи и механики уничтожил чертежи своего детища. Построенные в последующие несколько веков субмарины были скорее «игрушками» для сильных мира сего, но никак не боевой техникой. И лишь в 60-х годах XIX века инженеры федералов и конфедератов сумели превратить подводные лодки в грозную силу.

Сразу после начала Гражданской войны южане объявили конкурс на создание субмарин. Примитивные металлические бочки породили слухи о «невиданном морском оружии конфедератов», и в итоге одной из них («Ханли») удалось при помощи пороховой мины, прикрепленной к шесту, отправить на дно шлюп северян. Правда, возвращаясь с задания, субмарина затонула, но эффект от первой подводной боевой операции был огромен. Авраам Линкольн лично распорядился ускорить разработку подводных лодок для флота Федерации.

В начале 1863 года трое дельцов-северян - Август Прайс, Корнелиус Бушнелл и Оливер Халстид - создали American Submarine Company. Их детищем стала подводная лодка «Умный кит». Правда, о том, кто именно спроектировал это чудовище, историки спорят до сих пор. Одна из версий гласит: по заказу троицы бизнесменов ее построил инженер Сковел С. Мерием. Согласно другой, автором проекта стал один из совладельцев компании - Оливер Халстид. Как бы то ни было, именно полету «гениальной» мысли последнего принадлежат все дальнейшие «доработки» и «усовершенствования» самой убойной субмарины в истории человечества.

«Сигара» с ручным приводом

«Умный кит», по идее, был первой настоящей подводной лодкой, строившейся по оригинальному проекту. Славная «Ханли» южан, к примеру, была сооружена из... паровозного котла, а для «Кита» выковали специальный стальной корпус. Субмарина северян представляла собой сигару длиной около девяти, высотой 2,74 и диаметром 2,13 метра, водоизмещением 13 тонн. 13 подводников входили в состав экипажа. Девять из них должны были вращать гребной винт (ни о каком паровом двигателе и речи не шло), что в идеале обеспечивало субмарине скорость хода около семи километров в час. Забегая вперед, скажем, что скоростные параметры на деле оказались почти в два раза ниже. Кроме того, экипаж укомплектовывался капитаном. штурманом и двумя водолазами. Последние стали членами команды вот по какой причине.

Долгое время существовала легенда о том. что «Ханли» конфедератов погибла от взрыва собственной мины - гидроудар якобы опрокинул ее. Лишь много лет спустя выяснилось, что подлодка, возвращаясь с задания, затонула, захлестнутая волной через открытый люк. Тем не менее военно-морские спецы на основании неверной информации о причинах катастрофы пришли к выводу, что использовать мину, прикрепленную к шесту, означает обречь подводников на гибель. Именно поэтому в штат «Умного кита» включили двух водолазов - они должны были в специальных костюмах выходить через люк в нижней части лодки и вручную прикреплять мину к днищу вражеского корабля.

Для управления «Китом» использовались вертикальный и два горизонтальных руля, а также две балластные цистерны - на носу и на корме. Кроме того, на борту «Умного кита» имелись два баллона с кислородом, позволявшие экипажу находиться под водой несколько часов. Чтобы удерживать лодку в одном положении, пока водолазы делают свою работу, в специальных углублениях субмарины располагались два якоря. Таким образом, «Умный кит* был рассчитан на действия на мелководье - глубиной до 50 метров. Впрочем, ни одного успешного боевого похода лодка так и не совершила.

Роковые испытания

Достроить «Кита» удалось лишь после окончания Гражданской войны, в, 1866 году. К тому времени единственным владельцем American Submarine Company стал Оливер Халстид - двое его компаньонов переключились на другие бизнес-проекты. Стоит отметить, что по первоначальной смете стоимость сооружения лодки составляла 15 тысяч долларов, однако в итоге она обошлась своему создателю в сумму около 40 тысяч. С учетом того, что война уже закончилась, американский флот не стал выкупать субмарину (владелец просил за нее 50 тысяч), и Халстид оказался обладателем никому не нужного технического «чуда». И все-таки, теоретически янки были готовы приобрести «Умного кита», но только после проведения всех испытаний, если бы изобретателю удалось доказать эффективность плавучего средства. Поэтому все выходы подлодки в море совершались на полуофициальном уровне, и в испытаниях принимали участие не профессиональные моряки, а гражданские лица, нанятые Халстидом в портовых кабаках.

Первый выход в море, казалось, заткнул рот скептикам. Лодка погрузилась на глубину около пяти метров, а успешно вышедший из люка водолаз прикрепил мину к днищу шаланды и произвел взрыв. «Умный кит» вернулся в доки Бруклинской верфи, и его действиям дали высокую оценку четыре офицера американского флота, наблюдавшие за испытанием. Однако поставить лодку на вооружение американские ВМС не успели. На вторых испытаниях «Умный кит» затонул, едва отойдя от причала, вместе с экипажем на борту. Поднять субмарину удалось лишь через несколько дней, поэтому все подводники погибли. Вероятно, «Умного кита», подобно «Ханли», через открытый люк захлестнула волна, поднятая кораблем, который прошел рядом.

Моряков похоронили, субмарину привели в порядок, Халстид внес в конструкцию небольшие доработки, после чего для «Кита» набрали новый экипаж. Однако в море выйти субмарина не успела: в ночь перед испытаниями подлодка затонула прямо в доке, на глубине около пяти метров. И вновь все моряки погибли. Причиной трагедии, судя по всему, стал неисправный клапан, через который в корпус лодки попала морская вода, придавшая субмарине отрицательную плавучесть. Кроме того, люки на ночь не задраивались, а потому «Умный кит» камнем ушел на дно.

На вечном приколе

Оливер Халстид тем временем окончательно запутался в долгах. После того как лодку подняли, он в два раза снизил цену и пытался продать ее американским ВМС за 25 тысяч долларов. Однако морское ведомство отказалось приобрести «Умного кита».

Постепенно ржавея, лодка несколько лет стояла на Бруклинских верфях. Лишь в 1872 году Халстид, внеся еще ряд усовершенствований в конструкцию субмарины, сумел уговорить представителей военно-морского ведомства дать «Умному киту» еще один шанс. Вновь были завербованы 13 добровольцев. Но во время испытаний ржавый корпус дал течь, и лодка опять затонула. Спасти никого не удалось...

Оливер Халстид. однако, не отчаивался. Он вновь поднял лодку-убийцу и вновь принялся усовершенствовать ее конструкцию. Вероятно, «Умный кит» утянул бы за собой в пучину еще немало моряков, но тут случилось нечто, поставившее на дальнейшей «карьере» субмарины жирный крест. Как цинично писала американская пресса, «к счастью. Халстид был застрелен мужем своей любовницы раньше, чем успел внести очередные изменения в конструкцию "Умного кита”, а командование ВМС - поддаться искушению оценить их на практике». Правда, по другой версии, убил Оливера не «рогатый» муж, а один из кредиторов, который устал требовать у изобретателя возврата долга.

Как бы то ни было, в 1872 году «Умного кита», унесшего жизни 39 человек, поставили на вечный прикол, сделав экспонатом Бруклинской верфи. А в конце прошлого века эту чудовищную субмарину перевезли в один из музеев Вашингтона, где она хранится и поныне.

Кстати, некоторые военные историки полагают, что «Умный кит» стал жертвой оговора. Единственная авария якобы произошла в 1872 году, когда ржавый корпус дал протечку. И то тогда вроде бы никто не пострадал. Эта версия, возможно, и имеет право на существование, однако после гибели Халстида в 1872 году, когда «Умного кита» поставили на прикол, американская пресса пестрела заголовками: «Больше они никого не убьют!».


Рубрика: Катастрофы | Просмотров: 1374 | Дата: 27 Апр 2024| Рейтинг: 0.0/0
Нынче с утра: Суббота


«  Февраль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728


Праздники сегодня

Конструктор сайтов - uCoz ( Copyright MyCorp © 2024 )