Махабалипурам - предел мечтаний не только индуистов, совершающих
паломничество к его древнейшим храмам и святилищам, туристов - ценителей
индийских древностей, но и всех тех, кто жаждет проникнуть в
непознанные тайны прошлого. Это один из наиболее авторитетных и
почитаемых заповедников индуизма Южной Индии, расположенный в штате
Тамилнад. Представьте морской берег, рядом с которым расположен
каменный котлован, на дне которого громоздятся причудливые сооружения,
высеченные из камня. В котловане теснятся каменные быки, слоны, драконы,
змеи, гробницы. Далее, на побережье, громоздятся, словно «грозные
демоны», нависшие над океаном крутые скалы. Здесь можно увидеть
гигантский скальный рельеф, называемый «Нисхождение Ганги на землю». Он
представляет собой вертикальный срез скалы высотой около 20 метров,
разделённый небольшим углублением на две равные части. Когда-то со скалы
падал вниз поток родниковой воды, и его прозрачные воды омывали
рельефные фигуры богов и героев древнеиндийского эпоса «Махабхараты» и
беспрерывно наполняли каменный водоём у подножия скалы. Столетиями сюда
шли паломники, чтобы участвовать в культовых омовениях, ритуалах и
празднествах. Именно здесь, вблизи святилища, появился город
Махабалипурам - столица крупного княжества раджей Паллавской династии,
которые правили с IV по IX вв. н.э. Ко времени царствования великого
короля Нарасимхаварамана (ок. 630 - 670) город представлял собой
цветущий морской порт, украшенный семью великолепными храмами,
вырезанными из огромных гранитных глыб, а также святилищами, высеченными
внутри скал. В X столетии Махабалипурам, в связи с какими-то
таинственными обстоятельствами, был покинут жителями. Древнее поселение
было заброшено и забыто вплоть до XVII века. Одна из причин, заставившая
жителей покинуть прибрежную местность, повышение уровня моря и
связанное с этим частичное затопление берегов. Но есть и другая версия.
Она появилась раньше, после публикаций английского исследователя Джона
Голдингхема, из которых в Европе впервые узнали о Городе Семи Пагод. Голдингхем
побывал в Махабалипураме в 1798 г. и записал миф о большом приморском
городе, который был столь прекрасен, что богами овладела зависть, и они
наслали наводнение, в течение дня поглотившее дома и людей. Не
исключено, что миф этот сохранил воспоминания о гигантской волне,
погубившей всех живущих на побережье. В связи с этой древней историей
нельзя не упомянуть ужасное цунами, обрушившееся на город в наши дни, 24
декабря 2004 года. Согласно мифам в Махабалипураме было семь
сказочных храмов, или пагод. Самый великолепный из них по-прежнему стоит
на берегу и сегодня хорошо известен. Речь идёт о знаменитом Прибрежном
храме Шивы, возведённом в начале VIII в. Его ажурный конический профиль
ярко вырисовывается на бирюзовом небе, отдалённо напоминая храмы в Кижах
на Онежском озере. Его формы внушают почтение своим циклопическим
характером. Внутри храмового комплекса находятся многочисленные
гробницы; между ними наиболее чтимая гробница бога Вишну. Другая святыня
прославляет бога Шиву. Это - шестнадцатигранный фаллос - олицетворение
его разрушительной силы. Ещё пять храмов относятся ко времени
правления Нарасимхаварамана. Они целиком высечены из монолитных скал с
тщательностью, присущей скульптурным произведениям. Храмы эти имеют
форму пышных повозок, и потому их название «Панча ратхас» означает «Пять
колесниц»; колесницы названы по именам персонажей древнего индийского
эпоса «Махабхараты»: Арджуны, Бхимы, Дхармараджи, На кул ы Сахадевы и
Драупади. Великому воину и подвижнику Арджуне посвящен фриз длиной
27 и высотой 9 метров. По преданию, этот герой подверг себя суровым
испытаниям, чтобы умилостивить Шиву и получить от него в дар небесное
оружие - ваджру. Арджуна изображён в тот момент, когда четверорукий Шива
в окружении своих приближённых спустился на землю, чтобы вручить
измождённому аскету заслуженную награду. Нельзя исключить того, что эта
знаменательная встреча произошла именно там, где поместили в память
этого события грандиозное рельефное панно. «Появление» Арджуны
обычно вызывает ассоциации о палеоконтактах. В Индии всем хорошо
известно, что он был первым индийским «астронавтом». Если верить
преданию, Арджуна побывал когда-то в Амаравати, столице богов.
«Махабхарата» подробно рассказывает о полёте на «дивноблещущей
колеснице». Она рассекала небо, заливая всё сиянием, «заполняя
поднебесье грохотом». Миновав различные миры, Арджуна достиг столицы
богов - Амаравати, где «он увидел движимые мыслью летающие колесницы;
тысячи их стояли и сотни тысяч разъезжали во всех направлениях». Шива
исполнил просьбу «астронавта» и даровал ему небесное оружие, однако
строго предупредил: «Пусть никогда ни один человек не вздумает им
сражаться; попав слабосильному в руки, оно может сжечь весь этот мир
преходящий... Его следует всегда употреблять как защиту против другого
оружия, дивное, оно неотвратимо, но удар всяким другим оружием оно
отбивает». В буддийской иконографии внешний облик ваджры приобрёл
конкретные черты -перехваченный посередине пучок молний. Похоже, что
ваджра - некая разновидность лазера, мощный лучевой пучок, способный
прожигать объект любого происхождения. Современный исследователь
Томас Риттер считает, что при возведении древних храмов Махабхараты
использовалась невероятно сложная и трудоёмкая методика (вырезание всей
постройки из одной монолитной каменной глыбы), либо следует
предположить, что «доисторическая» техника предоставляла возможности для
почти непринуждённой обработки камня сложнейшим образом, но знания об
этом были безвозвратно утеряны. Кажется, что над храмами поработал
сам Арджуна, воспользовавшийся своей вад-жрой. Чтобы в этом убедиться,
достаточно увидеть Махабалипурам. Здесь есть множество огромных каменных
глыб, которые словно были разрезаны надвое гигантским ножом. Даже
располагая современными средствами, такое сложно повторить. Разрезы
сделаны при помощи технологий, которые превосходят современные -слишком
ровный на камне остаётся срез. Другие камни - несомненно, при
использовании такой же технологии - планомерно были рассечены в террасы.
В гранитных плитах вырезаны прямоугольные и квадратные дыры
значительной глубины. Особенно интересны огромные, яйцевидные по
форме, отполированные валуны, прозванные «масляными сферами Кришны». Вес
этих гранитов десятки тонн. Вот уже тысячу лет стоят они, выставленные в
определённом порядке у входов в искусственные пещерные храмы, словно
памятники применению невероятной силы. Согласно преданию, эти
каменные сферы Кришна сотворил из масла. Кстати, сохранилась и
«маслобойка», т.е. место, где Кришна получал масло для своих сфер. Это
идеально круглая дыра в камне диаметром 2 5 и глубиной 2 метра, из
которого в буквальном смысле вырезали каменную середину. Даже при более
детальном осмотре нельзя заметить небольшие исходные точки (следы
резца), которые свидетельствовали бы о традиционном способе обработки
камня. Наоборот - внутренняя поверхность дыры словно полированная. Возле
древнего маяка также находится прямоугольная вырезанная в граните
ванна, размеры которой 2,2 х 3,0 метра, а глубина - 2 метра. Многие
каменные блоки покрыты желобами и каналами. Длину этих странных каналов,
несомненно искусственного происхождения, можно оценить только
приблизительно, и она составит много километров. В отвесных
скалах, в твёрдой гранитной породе аккуратно вырезаны лестницы. Во время
подъёма по каменным ступеням взору открываются многочисленные пещерные
храмы, соединяемые друг с другом лабиринтом троп и каменных лестниц. Дух
захватывает от высоты и грандиозности панорамы, самую высокую точку
которой венчает храм Лотоса. Чтобы попасть в него, необходимо взобраться
на крутые горбы каменных хребтов по каменным ступенькам шириной
полметра. Надо иметь самообладание опытного альпиниста, чтобы не
оступиться, ибо один неверный шаг может стоить жизни. Тем не менее к
храму тянется бесконечная цепочка - лента паломников - женщин, мужчин,
подростков и детей, остриженных наголо, одетых в яркие праздничные
одежды. Они выстраиваются на крутых ступеньках храма и подолгу смотрят
на бескрайние дали Тамилнада, вряд ли задумываясь над тем, кто и как
построил священную обитель Махабалипурам.
|