Египет. В Долине Царей, неподалеку от пирамиды Хеопса, высится павильон. В нем выставлено деревянное судно, известное во всем мире как Солнечная ладья. Это огромная деревянная лодка, возраст которой составляет около 4500 лет. Путешествия - дневное и ночное Как известно, часть Египта представляет собой длинный зеленый оазис, протянувшийся вдоль Нила. Остальную территорию государства занимает пустыня. Может быть поэтому в древности Египет считался скорее страной смерти, нежели страной жизни. Как известно, египтяне заботились о своих мертвых. Принято было не только мумифицировать их тела, но и снабжать всем необходимым для существования на том свете. И, конечно же, в царстве теней фараону могла понадобиться ладья из ливанского кедра, на которой , он, возможно, совершал при жизни прогулки по Нилу. Из египетской мифологии известно, что на Солнечной ладье бог Ра "перевозил дневное светило с востока на запад». Ладей было две - дневная, Манджет, и ночная, Месектет. Когда Ра путешествовал днем, его поджидал исполинский Змей, олицетворяющий тьму и зло. Чудовище мечтало уничтожить Ра и бросалось на ладью из засады. Но бог солнца обычно побеждал и сбрасывал Змея в бездну, откуда он, кстати, постоянно возвращался. Но бывало и так, что временную победу одерживал Змей, и тогда тучи затягивали небо, дул сильный ветер. Солнечное затмение также означало победу Змея. Ночное плавание, согласно мифу, было ничуть не менее опасным. Считалось, что подземная долина Нила разделена 12 вратами, что соответствовало 12 ночным часам. В строго определенное время бог проходил все врата, которые охраняли злобные демоны. Чтобы не стать жертвой демонов, нужно было знать их имена, а также заклинания против каждого. Слова заклинаний бог знал. Проплывая мимо захоронений фараонов, Ра посылал свет своих лучей всем усопшим, и они выходили из гробниц, чтобы его приветствовать. Судно, построенное не для людей? В мае 1955 года, во время уборки территории с южной стороны пирамиды Хеопса, египетский археолог Камель-эль-Маллак нашел две герметично закрытые камеры, на которых лежали известняковые плиты. После вскрытия одной из камер в ней обнаружились 1224 деревянные детали, из которых впоследствии собрали большую деревянную ладью. Вторую камеру вскрывать не стали, однако удалось выяснить, что в ней находится такое же судно. Длина ладьи из первой камеры составляла 43 метра. Причем форма судна была такова, что казалось, оно не способно держаться на воде. Деревянные скорлупки плавучего -катафалка», не имевшего ни киля, ни шпангоутов, в самой широкой части напоминали две раскрытые ладони. Нос и корма традиционно были очень узкими и вытянутыми вверх. Места гребцов находились в середине палубы. Вблизи кормы на возвышении мог сидеть рулевой с двумя огромными веслами, а в носовой части - надсмотрщик, своими криками задававший ритм команде гребцов. Собирали ладью, словно головоломку, несколько лет и всякий раз с новым результатом, пока все-таки не остановились на самом приемлемом варианте. Впрочем, после того, как судно собрали, возникло множество вопросов, которые остались без ответов. На лодке - пять пар гребных весел, и все они зафиксированы в веревочных уключинах так. что находятся под большим углом к воде. Грести подобным образом просто невозможно. Особенно если одному человеку взяться сразу за пару весел двумя руками. Судя по тому, что длина весла на несколько метров превышает ширину судна, становится ясно, что за борт ладьи свешивалось целое семиметровое бревно, с которым обычному смертному управиться было бы не по силам. Диаметр этого бревна составляет не менее 14 сантиметров в самой узкой его части. Теперь представим себе древних египтян, которые были не выше современного 13-летнего подростка. Можно утверждать, что обхватить ладонью этот «столб« они никак не могли. Одна гипотеза забавнее другой... Впрочем, Елена Блаватская, например. считала, что наши предки были гигантами. Такой же версии придерживались и другие ученые, в частности. биолог Владимир Шемшук и заслуженный врач РФ Эрнст Мулдашев. Побывав в Египте, последний пришел к выводу, что 17-метровый колосс Мемнона в Фивах - это изображение царя Эфиопии в натуральную величину, а вовсе не фантазия скульпторов. То же самое Мулдашев говорил и о 27-метровых статуях сидящего Рамзеса II в храме Абу-Симбел у первого нильского порога, и о других огромных изображениях фараонов на всевозможных росписях и рельефах. Так что если следовать этой идее, да еще и подержаться за весла гигантской ладьи, то... можно поверить в существование исполинов на нашей планете в стародавние времена. Хотя есть и другие версии. Например, доктор искусствоведения, заведующий кафедрой истории и теории архитектуры Российской академии художеств Андрей Львович Пунин считал, что эта ладья никогда не спускалась на воду, а имела чисто ритуальный характер. Мол, египтяне уделяли особое внимание традициям и ритуалам, и символы в их жизни имели огромное значение. Ладья вполне могла только символизировать путешествие в царство теней. Мнения египтологов здесь разделились. Одни предполагали, что ладья действительно предназначалась для перевозки тела усопшего фараона, другие утверждали, что она была сооружена для отправления ритуала. Однако тут нужно немного поразмыслить. Ведь если ладья ритуальная, то ее вполне можно было изготовить из цельной древесины, покрыть золотом, украсить драгоценными камнями и поместить в усыпальницу. Зачем же тогда вытесывать весла сложной формы из кедрового бревна? Плести многослойные веревки из папируса? Делать зазоры между кедровыми досками, чтобы разбухшее в воде дерево «съедало» этот стык? К тому же, если ладья - всего лишь предмет для ритуального процесса, зачем было делать ее из 1224 отдельных деталей, к тому же таких огромных размеров? Ведь находили же в других погребениях глиняные модели лодок явно обрядного характера... А вот знаменитый норвежский путешественник и ученый-антрополог Тур Хейердал полагал, что ладья имела изумительные мореходные качества и покоряла не только мутные воды Нила, но и просторы Средиземноморья и даже Атлантики. Впрочем, как же все-таки мог плавать этот шедевр, пока неясно. Что ж, прислушиваться к чужому мнению - это одно, а вот попробовать его проверить - нечто совсем другое. И все-таки она плавала! Судомоделисты, строящие модели исторических парусных кораблей, считают, что такая странная серповидная форма ладьи пошла от древних папирусных ладей, нос и корму которых стягивали канатами. Со временем материалы сменились, но метод строительства и форма остались без изменений, поскольку были освящены традицией. Пальмовидный форштевень сравнительно легок, а основная масса груза фиксируется в части с малым изгибом. Поэтому есть основания предполагать, что ладья все-таки держалась на воде. К тому же, как иначе объяснить налипшие на доски частицы ила? Весла же могли оставаться в первоначальном положении даже при перемещении ладьи. Да и вообще, откуда мы знаем, что передние пять пар предназначались для гребли? Что, если они дополняли весла-рули и использовались для того, чтобы с их помощью маневрировать? Историки выдвигают и такую гипотезу. Ладья могла передвигаться по Нилу, но только в одном направлении: с юга на север, по течению реки. Ведь существовал же у египтян иероглиф •юг», и рисовали его в виде серповидной лодки с веслами, но без паруса. Парус укрепляли тогда, когда нужно было плыть в обратном направлении, то есть против течения. Иероглиф «север» - лодка под парусом. Так что. скорее всего, весла предназначались для управления, поэтому они и располагались столь необычным образом. Ладья плыла вниз по течению своим ходом, но единственный раз, перевозя тело умершего Хеопса от дворца в Мемфисе до пирамиды в Гизе. На этом ее земной путь заканчивался, а дальше она разбиралась, и начиналось ее «плавание в мир теней». Впрочем, нам остается этому только радоваться, ведь именно благодаря таким действиям древних египтян мы можем сегодня полюбоваться на самое древнее судно на планете.
|