Привет, Гость! Регистрация RSS
Ваш IP : 3.17.162.247


Главная » 2013 » Февраль » 1 » Золото «Черного принца»
19:47
Золото «Черного принца»

ЭПРОН. Эта аббревиатура расшифровывается как «Экспедиция подводных работ особого назначения». Организация была создана при ОГПУ в 1923 году для выполнения особого задания - поиска сокровищ, якобы лежащих у берегов Балаклавы, в Крыму.

Странный шторм

В 1854 году, в ходе Крымской войны, под Балаклавой во время шторма пошли ко дну около 30 кораблей британской флотилии. В том числе - гордость флота Ее величества, новейший пароход «Принц», на котором в район боевых действий везли жалование для армии, осаждавшей Севастополь. Кстати, шторм этот был необычен. Во-первых, он налетел так стремительно, что вражеские моряки не успели ничего предпринять. А во-вторых, во время страшной бури русские войска совершенно не пострадали.

Предприимчивые японцы

Принять участие в поисках «Черного принца» (так окрестила молва злополучный корабль) захотели японцы. Почему именно они? Дело в том, что после Русско-японской войны 1905 года японцы всерьез и с большим успехом занялись поднятием судов, потопленных во время сражений на Дальнем Востоке. К примеру, они достали со дна моря легендарный «Варяг». Вот потомки самураев и решили, что на Черном море им тоже будет сопутствовать удача. Они привезли в СССР новейшее по тем временам оборудование. Специально для этой операции при ОГПУ была создана «Опытная глубоководная партия для проверки и испытания средств для поиска золота». Подводная одиссея началась!

...Каково же было разочарование всех участников экспедиции спустя четыре года кропотливой работы, когда среди найденных остатков «Принца» золота не обнаружилось! Только в 2008 году правительство Великобритании рассекретило «военную тайну» 200-летней давности. Оказывается, золото из корабельных трюмов было выгружено еще в Константинополе. А на морском дне под Балаклавой нашли всего несколько монет. Половину из них, по условиям договора, отдали японской стороне, а последняя - тоже соблюдая договоренность - оставила русским всю свою технику...

Даешь металл!

Вот тут-то и началась настоящая история ЭПРОНа. Ведь и в Первую мировую, и в Гражданскую войну на дно севастопольских бухт легло немало кораблей. Страна нуждалась в металле, без которого не поднять было разрушенную экономику, а его груды ржавели на дне, да еще представляли опасность для судоходства. Словом, появление ЭПРОНа оказалось закономерным.

Кстати, еще до эпопеи с «Черным принцем» в Севастопольском военном порту была сформирована спасательная партия, в которую входили около 100 человек - водолазы, боцманы и механики - и два спасательных судна. С 1894 по 1918 год силами спасателей извлечены из морской пучины 18 затонувших кораблей и субмарин. Кроме того, 48 судов сняты с мелей и камней, а водолазами отремонтирована подводная часть кораблей.

Спасатели, которые затем вошли в состав ЭПРОНа, участвовали в уникальной операции по поднятию со дна Севастопольской бухты огромного военного корабля «Императрица Мария», который отбуксировали в Северный док и там разрезали на металл.

Один во многих лицах

ЭПРОН работала не только у берегов Севастополя, но и в водах Болгарии и Румынии. От эпроновцев требовались такие качества, как физическая выносливость, техническая смекалка (под водой нередко приходилось принимать решение в одиночку), немалое мужество. Ведь Экспедиция подводных работ занималась не только подъемом затонувших судов, но и с 1929 года - спасением кораблей, терпящих бедствие.

В 1929 году ЭПРОН проводила операции на Балтийском море и реке Неве, а в 1930-м - на Севере. К 1932 году в Экспедицию были переданы аналогичные отделы всех ведомств, и она стала единственной организацией, осуществляющей судоподъемные, аварийно-спасательные, водолазные, опытные подводные работы на всех акваториях СССР. В обязанности эпроновцев входила и подготовка водолазных кадров в Военно-морском техникуме в Балаклаве.

Чаепитие по-эпроновски

Многие дела Экспедиции подводных работ особого назначения обросли легендами. И они того заслуживают! К примеру, в 1938 году ЭПРОН достала со дна товаро-пассажирский пароход «Император Петр Великий». Его поднимали в открытом море с помощью понтонов, что весьма рискованно. Эти' события послужили основой для создания художественного фильма «Гибель "Орла”», причем среди актеров были настоящие эпроновцы - команда спасательного судна «Юпитер», которое тоже играло в картине свою роль.

А легендарное «чаепитие по-эпроновски»? Эта история произошла в Эгейском море. Пароход «Ильич» выбросило на скалы, и его груз - две тысячи тонн чая - пришлось вывалить за борт, так как чай забивал водоотливные насосы. После этого эпроновцы успешно привели пароход в Севастополь...

За время своей деятельности ЭПРОН подняла 450 и спасла от гибели 188 судов.

Оставшиеся в строю

В начале Великой Отечественной войны Экспедиция подводных работ была передана в ВМФ, где на ее основе создали Аварийно-спасательную службу Черноморского флота, которая стала прямой «наследницей» ЭПРОНа. И ее плавсредства до сих пор в строю! К примеру, спасательный и судоподъемный корабль «Коммуна» служит Российскому флоту вот уже 95 лет. Спасательному судну СС-26 присвоено имя «ЭПРОН». Этот корабль совершил десятки походов в Черном море, нес боевую службу в Средиземном море, перешагнул свой 50-летний юбилей и остается в составе Черноморского флота России.

Еще одно спасательное судно получило имя «Шахтер». О нем - особый рассказ. 30 октября 1941 года «Шахтер» при оказании помощи подорвавшемуся минному заградителю «Сызрань» подвергся нападению фашистов с воздуха. Шесть членов экипажа погибли, судно получило десятки пробоин. Но все же моряки выполнили свою задачу, а затем «Шахтер» самостоятельно прибыл в Севастополь.

Теперь ЭПРОН «живет» в квартире

Бывший командир Аварийно-спасательной службы А.В. Жбанов добился того, чтобы в Севастополе появилась улица Эпроновская. Свою квартиру Александр Васильевич превратил в музей ЭПРОНа. Не так давно в нем появилась знаменитая «трехболтовка» - сияющий медью старый водолазный шлем. Но есть и совсем древние экспонаты, к примеру, найденные спасателями на рейде Карфагена (территория современного Туниса) древнегреческий сосуд и обломок амфоры. О войне напоминают палубные часы с советской подводной лодки Щ-204, погибшей в 1941 г. в районе Варны (Болгария), найденной и поднятой уже в послевоенное время под руководством самого А.В. Жбанова. Бережно хранится в квартире-музее кусочек металла с броненосца «Потемкин». Одним из самых ценных экспонатов Александр Васильевич считает полное собрание номеров журнала «ЭПРОН», который издавался с 1929 года в Ленинграде. Вот где поистине бесценные сведения!


Рубрика: Тайны морских глубин | Просмотров: 706 | Дата: 28 Апр 2024| Рейтинг: 0.0/0
Нынче с утра: Воскресенье


«  Февраль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728


Праздники сегодня

Конструктор сайтов - uCoz ( Copyright MyCorp © 2024 )