В юго-западной части Словакии, на реке Ваг расположен город Тренчин. Одна из его главных достопримечательностей - взметнувшийся ввысь и довольно хорошо сохранившийся старинный замок. В конце XIII века он принадлежал одному из самых могущественных словацких вельмож тех времен - Матиушу Чаку Тренчинскому. Под охраной младенца Иисуса По легенде, в одном из подземелий Тренчинского замка покоится тело Ма-тиуша, а также все его неисчислимые сокровища. Хоронили своего сеньора верные рыцари-вассалы, в том числе кастелян (смотритель) замка, капитан Ладислав Омодеевский. Перед смертью кастелян якобы открыл тайну клада, однако сказал, что проникнуть в подземную гробницу-сокровищницу весьма проблематично. Тщательно замаскированный вход ведет в наклонный туннель, прорубленный в скале. В конце туннеля на глухой стене нарисована фреска, изображающая сцену возвращения Святого семейства с младенцем Иисусом из Египта. Если нажать на глаза Иисуса, открывается вход в подземную залу, где стоят большие медные котлы и железные бочки, заполненные золотыми монетами времен королей Ондрея III, Вацлава II и Пшемысла Отокара. Такими монетами Матиуш Тренчинский платил жалование королевским солдатам в гарнизонах 32 городов и замков. Призрак монаха на своем посту Курортный городок Склене Теплице расположен в 170 километрах от столицы Словакии Братиславы, у подножия Штявницких гор в живописной долине реки Тепла. В окрестностях городка находятся овеянные легендами руины замка Пустый Град. Согласно одной из них, в этом замке были укрыты колоссальные сокровища, которые до сих пор стережет таинственный монах. Чтобы нагонять страх на людей, он способен принимать разные обличия. Возможно, конечно, что это очередная фантазия, но... Достоверно известно, что 10 августа 1899 года основателя Словацкого общества музеев Андрея Кмета привели к человеку, который когда-то давно, во время вспашки поля поблизости от Пустего Града, выкопал из земли глиняную чашу, похожую на литургический церковный сосуд. В момент встречи с Кметом это был уже беспомощный, тяжело больной старик, с трудом отвечавший на вопросы. Из его отрывочных фраз следовало, что он знал человека, который однажды в руинах замка отыскал проход, ведущий в подвалы, сумел проникнуть в помещение, загороженное решеткой, и увидел там много ценных предметов. Но когда этот человек доставал из сундука серебряную чашу прекрасной работы, перед ним внезапно возник таинственный «красный монах», перепугавший его чуть не до смерти. Собачонка-убийца Другой музейный работник, Петер Петрик, в мае 1926 года услышал от местного чиновника вот такую историю. В 20-х годах XIX века некая крестьянка из близлежащей деревни Репиште пошла за весенними грибами на гору, на вершине которой находились развалины Пустего Града. Там, примерно в 50 метрах от остатков оборонительной стены, она увидела вход, ведущий в подземелья замка. А дело было как раз в Страстную пятницу, перед самой Пасхой, когда, согласно поверьям, все злые силы, стерегущие клады, теряют свою власть над ними. Словом, крестьянка проникла в подвал с сокровищами и набрала их столько, сколько смогла унести. Когда она вышла наружу, то увидела рядом с собой неизвестно откуда взявшуюся собачонку, которая, не отставая, побежала за ней следом. Крестьянка благополучно дошла до своего дома с неожиданно попавшим к ней в руки богатством. Но едва переступив порог, она замертво рухнула на пол... Сокровища разбойника Яносика Словакия - это по преимуществу горная страна со всеми ее атрибутами: узкими извилистыми дорогами и тропами, тянущимися по краям пропастей и огибающими отвесные скалы, с ущельями и крутыми перевалами, с многочисленными пещерами. Добавьте сюда густые леса, покрывающие склоны гор, и вы получите идеальную территорию для организации... разбойного промысла. И в Средние века он здесь процветал. А где разбойники, там и награбленные богатства, и зарытые клады. До наших дней дошло огромное количество сведений о подобных кладах, укрытых в разных частях страны. Одним из самых знаменитых разбойников легенды называют Яноша, или Яносика. Ну и кладов, разумеется, он зарыл больше всех: огромный ларец с драгоценностями в пещере на перевале Лаховы Лаз неподалеку от Зволина; сундук, полный золотых и серебряных монет в глубоком колодце на окраине Прешова. В пещере на горе Олтарно, что в 15 километрах от Кленовца, Я носик во главе своей ватаги сразился с жившими там вурдалаками, а после победы завладел их сокровищами, которые лежат там в надежном тайнике до сих пор. Этот клад можно отыскать только один раз в году - в Страстную пятницу, но как только нашедший пытается его взять, с вершины горы начинают сыпаться камни, а в самой пещере поднимается настоящая вьюга. При этом из-под земли доносится гневное ворчание злых духов, охраняющих сокровища, а с духами лучше не связываться... Еще рассказывают, что в пещере на вершине горы Вепор «горные хлопцы» оставили такой клад, перед которым бледнеют все сокровища 40 разбойников, побежденных смелым Али-Ба-бой. Но вход в эту пещеру открывается только в Рождественскую полночь, в тот момент, когда в костелах во время торжественной мессы хор начинает петь духовный гимн «Слава Господу Всевышнему». Известно также, что на многие клады наложено заклятие, которое начинает действовать, когда нашедшие его люди ссорятся при дележе добычи. Как искать клады С древних времен известны рукописные и печатные «пособия» для кладоискателей. В одном из таких рукописных справочников XVII века приводится следующий перечень признаков, по которым можно отыскать клад.. На таком месте: • не растет высокая трава; • вечером или ночью, перед самым рассветом, появляются огоньки, искры или язычки пламени; • весной снег тает раньше, чем в других местах; • не бывает ни росы, ни инея; • растения выглядят так, будто их сожгло солнце во время засухи; • человека вдруг охватывает страх или у него по коже начинают «бегать мурашки»; • без всякой причины гаснет огонь; • и днем и ночью может вдруг появиться свет, от которого человеку становится страшно; • если растут кусты, то они бывают очень низкими, листья у них имеют серый или какой-нибудь другой странный цвет, что особенно хорошо заметно под осень. Трагические поиски Однако даже столь исчерпывающие сведения и знание из достоверных источников тех ориентиров, по которым можно определить район местонахождения клада, не гарантируют от совершения роковых ошибок в процессе поисков. Вот пример. В первой половине XIX века в Братиславу из саксонского города Мариен-бурга переехал некий Хельвиг, который привез с собой старинное руководство по поискам кладов и «обезвреживанию» злых сил, охраняющих сокровища. Вскоре он женился и стал жить вместе с женой у ее родителей на улице Шен-дорфской. Хельвиг, работая столяром в расположенной при доме мастерской, все свободное время посвящал подготовке к походу за богатствами, которые, согласно имевшимся у него точным сведениям, были закопаны у перекрестка дорог за городком Червоный Кжиж. Так прошло почти 15 лет. Когда подготовка была наконец завершена, Хельвиг послал на поиски клада своего подмастерья Габеняра, но тот вернулся ни с чем. После этого Хельвиг решил, что возьмет дело в собственные руки, позвал с собой своего сына и пригласил в напарники Яна Хамелика, который жил неподалеку, на улице Высокой в доме 404. Итак, 13 марта 1837 года 48-летний Хельвиг, его 14-летний сын Ондрей и 30-летний Ян Хамелик двинулись в путь. Своим родным они сказали, что идут работать в одну из соседних деревень. Они легко нашли нужный перекресток, к которому с одной стороны выходил сад на участке, принадлежащем местному судье Шаритцеру, а с другой примыкала общая могила людей, умерших в прошлые времена от моровой язвы. По всем признакам клад находился именно в ней! Трое суток кладоискатели раскапывали могилу, и чем дольше они копали, тем меньше оставалось у них надежд на успех. И вот, около полудня 17 марта начальнику братиславской гражданской гвардии, капитану Криштофу Пауэру, передали сообщение судьи Шаритцера о том, что в погребе, находящемся в его саду, были обнаружены три трупа. Капитан в сопровождении двух офицеров сразу же выехал на место происшествия. В погребе еще стоял сильный запах дыма и гари, на полу, рядом с остатками костра, лежали обгоревшие тела троих мужчин, а вокруг валялись странные предметы: книги с текстами заклинаний против злых духов, свечи, пучок сухой травы, несколько кусков мела, измерительная рулетка немецкого производства, медные пластинки с загадочными иероглифами, металлическое распятие. Трупы опознали в морге городской больницы на основе найденных рядом с ними предметов. На титульном листе одной из книг было написано имя владельца - Хельвиг... В протоколе, подписанном тремя врачами, указано, что смерть этих людей наступила вследствие угара (то есть отравления угарным газом). Кроме того, в момент смерти все трое находились в состоянии алкогольного опьянения, что, по-видимому, и послужило главной причиной трагедии.
|