Даже в суровые времена Средневековья моряков старались не казнить: уж слишком долго и сложно было учить на хорошего моремана. Опытный матрос ценился на вес золота, что, впрочем, не мешало корабельным палачам (профосам, экзекуторам - на флоте разных стран эта должность называлась по-разному) в эпоху парусников драть их обслугу как Сидоровых коз. Но смертную казнь к морякам применяли все же достаточно редко. Для этого нужно было совершить действительно страшное преступление. «Кошки» и линьки За не слишком серьезные проступки матросов обычно били «по карману и по шкуре». Например, на кораблях британского флота морякам разрешалось употреблять спиртное, но только на верхней палубе, под присмотром начальства. А вот распивающим горячительные напитки в трюме или на вахте - если пьянчуг в этом уличали - приходилось несладко. Во-первых, их штрафовали - вплоть до жалованья за месяц. А во-вторых, подвергали показательной порке, чтобы остальным неповадно было. В отличие от «сухопутных крыс», к которым для порки применялись кнуты, морские волки бывали биты так называемыми «кошками» - плетьми с деревянной рукояткой и девятью хвостами. На конце каждого хвоста завязывался «кровавый узел», который до мяса полосовал спину провинившегося. Нередко профос вымачивал хвосты в соленой воде или моче, чтобы раны бедолаги не заживали подольше. Моряков, нарушавших дисциплину неоднократно, прогоняли сквозь строй, где каждый «участник акции» держал в руке «кошку» и должен был бить несчастного со всей силы - за этим следили боцманы. Того, кто решался ослабить удар, самого подвергали порке. «Кошки» считались суровым наказанием, в отличие от линьков - кусков троса с узлом на конце, которые носили все боцманы. Линьками они подгоняли нерадивых матросов, и за порку это не считалось - так, вроде подзатыльника. «Созерцание неба» Проштрафившихся заковывали в железо, сажали в карцер, а особо провинившихся подвергали «испытанию морем». Обычно эти весьма своеобразные морские казни ожидали тех, кто воровал у товарищей (о наказании для убийц и буянов расскажем чуть ниже). Купание с реи предстояло тому, кто попался на воровстве впервые. «Крысу» привязывали к длинному канату и просто макали в воду - несколько раз. Когда моряк терял сознание, его выбрасывали на палубу. Еще одно специфическое «морское» наказание - «созерцание неба». Несчастного привязывали к стеньге (деревянному удлинению) мачты на несколько часов - причем во время непогоды. Стеньга при этом выписывала немыслимые пируэты, и укачивало даже самых стойких. Последствия морской болезни, думается, известны всем. К совершившим серьезные преступления применялось килевание -казнь, которой моряки боялись больше всего. Приговоренного привязывали к канату, крепившемуся к двум блокам, и протаскивали под килем судна с одного борта на другой. И дело было не только в том, что моряк находился под водой достаточно долгое время, чтобы захлебнуться. Днище-то корабля за месяцы плавания обрастало ракушками, жесткими водорослями и прочим мусором, который буквально располосовывал человеческое тело. В зависимости от тяжести проступка моряка могли пропустить под килем несколько раз. Для того чтобы выжить, несчастному нужно было обладать отменными легкими и крепкой «шкурой». Известен случай, когда некоего британского моряка, знаменитого на весь флоттем, что он плавал как рыба, протащили под судном целых 10 раз. Когда «пловца» в итоге вытянули на палубу, он был как будто изрезан десятком ножей, а из ушей, носа и рта буквально хлестала кровь. Товарищам пришлось затыкать ему нос и уши пенькой, чтобы остановить кровотечение. Как ни странно, этот счастливчик остался жив и еще несколько лет служил на флоте. Кстати, килевание - отнюдь не изобретение британских мореплавателей. Еще древние греки таким образом казнили морских разбойников. «Смертью повинны» Мужской коллектив, находящийся в плавании долгие месяцы, должен быть спаян железной дисциплиной. В противном случае от продолжительного общения с одними и теми же людьми в условиях замкнутого пространства возникают неизбежные конфликты, а то и бунты на корабле. Поэтому за некоторые проступки наказание следовало незамедлительно и было крайне жестоким. Зачинщика драки после «разбора полетов» подвергали купанию с реи. На второй раз - килеванию. Если кто-то из драчунов доставал во время ссоры холодное оружие, его руку... прикалывали этим же самым оружием к мачте. Горемыка должен был протащить проткнутую ладонь по всему лезвию и упереться в эфес - тогда его освобождали (кстати, это наказание было зафиксировано и в уставах русского флота времен Петра Великого, но нигде нет упоминаний о том, применялось ли оно). За повторное использование оружия шаловливую ручку просто-напросто отрубали. Ну а если один матрос в драке убивал другого, то наказание предполагалось только одно - смертная казнь. В британском флоте, например, смертника обычно привязывали к трупу жертвы и сбрасывали в воду. Но это если дело происходило в открытом море - чтобы у человека не было шансов спастись. А если - у берега, то профосы вкапывали столб в приливно-отливной зоне, после чего к этому столбу приковывался убийца. Во время прилива вода поднималась на несколько метров, и приговоренный захлебывался. Россия - не Европа Дисциплина в парусном флоте, особенно на ранних стадиях его развития, как уже было сказано, строилась на жестком подчинении старшему по должности или званию. Поэтому повинных в подготовке бунта на корабле - в острастку другим - казнили особенно изощренно. В теплых морях, где кишели морские хищники, бунтовщиков скармливали акулам. Моряка могли высадить на необитаемом острове, оставив ему минимальный набор для выживания - немного пищи, ружье и порох. Чаще всего такие «робинзоны» сходили с ума от одиночества. Если же на острове оказывалась целая компания бунтарей, то обычно, пытаясь выжить, они в итоге просто убивали друг друга. Подобным историям посвящено множество романов на морскую тематику. Еще один довольно известный способ морской казни - пустить матроса в лодке по бурному морю - без пищи и воды. Но вся эта «экзотика» осталась в далеком прошлом. Позже на смену килеванию и скармливанию акулам пришла «старая добрая петля», моду на которую ввели, как это случалось почти всегда, британские мореплаватели. На русском же флоте всегда относились к матросам куда гуманнее, чем на британском, испанском или французском. Может быть, потому что в России моряки считались элитой, и во флот не вербовали всякое отребье, как в Европе. Только у нас было в ходу наказание в виде устного выговора... Впрочем, драли матросов тоже беспощадно. Но к смертной казни приговаривали настолько редко, что подобные случаи в эпоху парусного флота можно пересчитать по пальцам.
|