По Москве ходит немало легенд о сокровищах, когда-то спрятанных на территории столицы или навсегда пропавших здесь. До сегодняшнего дня еще находятся энтузиасты, которые ищут клады, тщательно изучая исторические факты, старые карты и планы города в надежде отыскать утраченные ценности... Фальшивые карты кладов 1812 года «Пожалуй, из всех исторических событий самым "кладоносным’ временем для Москвы было нашествие Наполеоновского войска», - считает исследователь Вадим Бурлак. Многие жители Первопрестольной, покидая ее, в спешке прятали свое добро. Его замуровывали в стены, укрывали в подвалах и на чердаках. Эти «схроны» состояли из ценных книг, произведений искусства, ювелирных изделий. столового серебра, икон, церковных реликвий. Вадим Бурлак предполагает, что в 1812 году в Москве так были «схоронены» тысячи кладов. Их владельцы составляли карты, планы, схемы, по которым надеялись отыскать свои богатства впоследствии, вернувшись в Первопрестольную. Некоторые, так и не вернувшись, завещали эти бумаги своим потомкам, и те через много лет устремлялись в Москву на поиски принадлежащих им ценностей. Но лишь единицам удавалось это предприятие. Тем более, при Николае I «закрутили гайки», и за приезжими тщательно следили полиция и тайные службы. Тогда же в Замоскворечье появилась компания мошенников, занимавшихся изготовлением фальшивых карт и описаний мест, где якобы были припрятаны клады 1812 года. Места эти помечались крестиком, а на обратной стороне бумаги приводился перечень предполагаемых сокровищ. Разумеется. покупатели таких «карт» оставались с носом. Кому досталась коллекция Фаберже? Слухи и легенды о сокровищах из «коллекции Фаберже» - до сих пор одни из самых распространенных в столице. Вот одно из таких московских преданий. Знаменитая фирма Фаберже, обязанная своим основанием золотых дел мастеру из Лифляндии (Эстонии), французу по происхождению Густаву-Петеру Фаберже, до революции имела магазины и ювелирные мастерские в Петербурге, Москве, Одессе и Лондоне. Преемником Густава-Петера стал его сын Карл. В марте 1918 года Карл Фаберже бежал от большевиков в Ригу, поручив своим оставшимся в России сыновьям Евгению и Александру завершить дела фирмы. Основной фонд компании Фаберже размещался в петроградском доме на Большой Морской. Там хранилось денег и ценностей примерно на семь с половиной миллионов рублей. Когда Совнарком принял декрет о защите собственности иностранцев, Карл Густавович сдал свой дом в аренду швейцарской миссии, в качестве платы попросив только принять на хранение шесть чемоданов с вещами и саквояж с драгоценностями. Но в революционном Петрограде начались налеты, и хотя по инициативе швейцарского посла имущество Фаберже было перевезено в здание норвежского посольства, богатств это не уберегло. На вторую ночь посольство ограбили. Нашлись люди, которые видели, как чемоданы Фаберже увозили на московском поезде. Между тем, один из магазинов Фаберже находился в Москве на Кузнецком Мосту. Значительная часть ценностей хранилась в бронированных подвалах. В октябре 1918 года на драгоценности наложили арест, но только в мае следующего года было дано разрешение на вывоз коллекции. Занимались этим комиссар МЧК Земелс и сотрудники ювелирного отдела Гор-продукта. Правда, все происходило по закону, была составлена опись реквизированного имущества. Согласно ей, из магазина изъяли 2400 предметов, в их числе золотая и серебряная посуда, подсвечники, шкатулки, статуэтки, ювелирные изделия... Вероятно, предполагая нечто подобное, члены семьи Фаберже немало вещей оставили в различных тайных местах или на хранение друзьям и знакомым. Евгений Карлович составил список, в котором под шифрами было указано местонахождение ценностей. Какие-то из них семье потом удалось вернуть, но многие пропали - были конфискованы большевиками, увезены за границу или просто украдены... Коммерческая тайна В 20-30-е годы часть коллекции была выставлена на аукционах Германии. Наркомат внешней торговли СССР занимался распродажей ценностей Фаберже в пользу «молодой Советской республики». Активно скупал экспонаты коллекции миллионер Арманд Хаммер. Их тогда можно было приобрести в Гохране, комиссионках и просто с рук. Потом эти вещи не раз появлялись на выставках и на торгах. В1989 году на аукционе «Сотбис» продавалось с молотка миниатюрное золотое креслице, украшенное красной эмалью, с подлокотниками в виде львов. Эксперт аукционного дома «Кристи» Валентин Скурлов и наследница знаменитых ювелиров Татьяна Федоровна Фаберже опознали вещь как экспроприированную из московского магазина Фаберже. В последующие годы на аукционах стали регулярно всплывать ¦свежие» предметы из «московской коллекции» - нефритовые набалдашники для тростей, серебряные папиросницы и чернильницы, статуэтки зверей. Все они уходили по цене не менее нескольких десятков тысяч долларов. В 1995 году на «Сотбисе» появился папиросник из двухцветного золота с сапфировой застежкой, который был в саквояже, похищенном в 1918 году из норвежского посольства. Увы, узнать имена клиентов, представивших вещи на торги, не представляется возможным. И потом, скорее всего, эти ценности продавались через посредников. Впрочем, «находились» богатства Фаберже и в Москве. Так, в 1990 году при сносе дома №13 на Солянке рабочие наткнулись на тайник, устроенный под одним из подоконников. Внутри лежали две жестяные коробки, а в них - золотые украшения с бриллиантами. На всех стояли клейма Фаберже. Клад оценили в 360 тысяч рублей. Позднее установили, что когда-то в этой квартире проживал Аверкиев - друг семьи Фаберже, которому была передана на хранение часть ценностей. Самого Аверкиева арестовали чекисты, но сокровища остались нетронутыми. Часть из них попала в Оружейную палату, часть - в Гохран. Кстати, архивы Гохрана многое могли бы прояснить, но они пока остаются закрытыми. Достояние московских нищих Как ни странно, нищенство в России всегда было прибыльной «профессией». На Руси с древних времен подавать милостыню считалось хорошим тоном и хорошей приметой - сулило удачу. Нищие в старину объединялись в целые артели, выручку сдавали старшему. Какая-то часть средств даже шла на строительство храмов, особенно во имя Николы Угодника, которого побирушки считали своим покровителем. Был в 60-е годы XIX столетия такой известный московский нищий Митрофан Изотов. По преданию, он происходил из разорившихся дворян. Ему удалось собрать огромные средства, на которые он мечтал возвести собор во имя Святого Николая. Изотов обратился к своей артели и к другим нищим с призывом давать деньги на храм. Его поддержали. Деньги копили целых 50 лет. Накануне революции нужная сумма была собрана. Устроили сход, нашли подрядчиков, согласовали богоугодное дело с властями и Священным синодом и даже определили место для возведения будущего собора - Воробьевы горы. По величию он должен был сравняться с храмом Христа Спасителя. который возвели в честь победы над Наполеоном. Но. как и многим начинаниям, благому делу помешала революция. Вывезти деньги из страны нищие не могли, у них не было связей за границей. Поскольку вся сумма хранилась не в одном месте, а у разных артелей, деньги и драгоценности (часть суммы хранилась «в натуре») просто припрятали в тайные места, пометив каждое. Разумеется, были составлены и планы, указывающие на местонахождение этих кладов. Однако за годы советской власти облик Москвы сильно изменился, и по прежним приметам сокровища найти стало довольно сложно. «Тайна изотовского клада» передавалась из поколения в поколение. Ведь у нищих (многие из которых после революции вынуждены были сменить свой «статус») тоже были дети, внуки... В конце 60-70-х годов прошлого века в центре столицы начался массовый снос старых домов дореволюционной постройки. Нередко в зданиях, откуда выселили жильцов, появлялись какие-то люди, как правило, выдававшие себя за строителей. Но на самом деле это были искатели, получившие «наводку» на клады. Они пробивали стены, расковыривали полы и подоконники в надежде что-нибудь отыскать. Несколько раз им посчастливилось найти небольшие «схроны», но до крупных, особо ценных сокровищ никто так и не добрался. Говорят, изотовские клады ищут до сих пор... А может, история о достоянии московских нищих - просто еще одна столичная байка?
|