Привет, Гость! Регистрация RSS
Ваш IP : 3.147.61.142


Главная » 2013 » Январь » 31 » Творцы «птичьих» крыльев
15:04
Творцы «птичьих» крыльев

Создать машущие крылья для полета человека оказалось задачей невероятно сложной. А таких попыток было сделано немало. Увы, никому еще не удалось подняться в воздух на махолете. Автору этих строк довелось познакомиться с несколькими отечественными изобретателями «птичьих» крыльев и видеть созданные ими аппараты.

Планеры-махолеты

Борис Иванович Черановский имел художественное образование. Однако прославился он как конструктор оригинальных самолетов, но начал не с них, а - с орнитоптера {это греческое слово можно перевести как «птицекрыл», «птицелет»).

Орнитоптер Черановского был построен осенью 1921 года. Чертежи этого аппарата я увидел полвека спустя, побывав в Москве у вдовы выдающегося авиаконструктора Ольги Николаевны Черановской.

Махолет задумывался как мускуло-лет. Крылья его приводились в движение ногами летчика, продетыми в стремена. Пилот сидел на маленьком седельце совершенно открыто. Машина запускалась в воздух при помощи амортизатора, как обычный планер.

Но особых успехов при испытаниях этого аппарата достичь не удалось. Получив патент, изобретатель охладел к своему детищу. И только много лет спустя Черановский снова занялся махолетами.

В 1937 году на свет появился орни-топтер-биплан БИЧ-18. Аппарат имел такой же, как у планера, фюзеляж с хвостовым оперением. Но крылья были совершенно необычные, попарно соединенные центральным шарниром. Летчик раскачивал их при помощи педалей. Взмахивая, крылья сходились и расходились подобно ножницам.

В полете БИЧ-18 испытывался планеристом Р.А. Пищуевым. Эффект тогда оказался незначительным. Это, по-видимому, разочаровало Черановского окончательно, и больше к махолетам он уже не возвращался.

Полет на махоцикле

Когда Борис Черановский только начинал свой путь в авиацию, Иван Николаевич Виноградов считался уже опытным авиатором. Мне посчастливилось встретиться с ним в 1968 году. Старейшему русскому летчику исполнилось тогда 75 лет. Говорили о махолетах, которыми Иван Николаевич был увлечен страшно.

Твердо убежденный, что аппарат с машущими крыльями можно построить лишь с помощью науки, Виноградов создавал свои конструкции на основе тщательных исследований природных «летунов».

Недостатка в идеях он никогда не ощущал. Доказательством служат многочисленные свидетельства на изобретения. Виноградов первым стал исследовать полет искусственных птиц (моделей коршуна, чайки, сарыча) в аэродинамических трубах. «Продувались» и чучела птиц. Ивану Николаевичу принадлежит заслуга в раскрытии многих секретов птичьего крыла. «Возможности крыльев птицы - огромны, - писал он, - и приходится признать, что птицы более приспособлены к воздуху, чем самолеты».

В декабре 1963 года Виноградов получил авторское свидетельство на моторный орнитоплан. К сожалению, этот махолет так и остался лишь проектом.

Последней же разработкой неутомимого изобретателя оказался махоцик-лет, аппарат с машущими крыльями, прикрепленными к мотоциклу. Махо-циклет начали строить, но смерть изобретателя осенью 1972 года остановила эту работу.

Встреча в Раздорах

Первый полет на сделанном собственноручно балансирном планере Алексей Шиуков совершил еще в 1908 году с Махатской горы близ Тифлиса. А один из своих последующих планеров Шиуков создал по принципу махолета.

Алексей Владимирович стал военным летчиком, занимал высокие командные должности, дослужился до звания полковника, но интереса к махолетам не потерял и в конце концов занялся ими всерьез. Спустя более полувека после, опытов на Махатской горе на Тушинском аэродроме начались испытания моторного орнитоптера ША-1 конструкции Шиукова.

Подъемная сила машущих крыльев оказалась достаточной, чтобы при пробежках по аэродрому колеса махолета немного отрывались от земли. Возможно, состоялся бы и настоящий полет, но при одной из пробежек разрушились ответственные детали привода крыльев, изготовленные, как оказалось, из не подходящих для этого материалов.

Я познакомился с Алексеем Владимировичем на его даче в поселке Раздоры, под Москвой. В то время ему шел уже 81-й год. Говорить с ним было невероятно интересно.

Алексей Владимирович повел меня во двор и показал свое детище, сетуя, что никак не удается решить вопрос с материалами для восстановления аппарата.

Сделать этого так и не получилось. В письме изобретателя к автору этой статьи есть такие горестные строки: «Пишу Вам с большим запозданием, так как был болен. Продолжаю жить на даче возле своего "больного махолета".

«Домашнее конструкторское бюро»

Отправляясь осенью 1973 года в подмосковный поселок Тайнинку, я не знал, что Дмитрий Владимирович Ильин, к которому ехал, умер более года назад. Встретила меня его вдова, провела в «кабинет» изобретателя, небольшую комнату в частном доме.

Ильин родился в 1924 году и прожил до обидного мало - всего 48 лет. Во время Великой Отечественной войны он, летчик-истребитель, храбро сражался, а после войны стал преподавать школьникам машиноведение и электротехнику.

В Тайнинке вокруг него объединились такие же, как он. изобретатели и выдумщики, люди самые разные, от школьника до профессора. Этот творческий кружок получил шутливое название «Домашнее конструкторское бюро», сокращенно ДКБ.

Сначала ДКБ создавало модели, имитировавшие полет птиц, насекомых, летучих мышей. Потом появился махолет-мускулолет. А последняя машина Ильина, построенная им в 1960 году, имела мотор, кабину и широко раскинутые «птичьи» крылья. Казалось, что в сад изобретателя залетела какая-то фантастическая птица. Но поднять ее в воздух Ильин, как это ни печально, не смог.

Дмитрий Владимирович мечтал об индивидуальном аппарате с машущими крыльями, удобном и надежном. «Эти крылья должны висеть у меня в коридоре на вешалке, - говорил он то ли шутя, то ли серьезно. - Буду взлетать на них, выйдя на крыльцо».

Махолеты скульптора Ляхова

Признанный скульптор и художник, а вот захватила его страсть к махолетам, да еще как захватила!

Мастерская Михаила Григорьевича Ляхова находилась в Тушино, на первом этаже рядовой пятиэтажки. Был конец февраля 1974 года, когда я пришел в эту студию, заставленную деревянными скульптурами и кусками дерева. Рядом с ними лежали шестерни, дюралевые трубки, какие-то детали.

Михаил Григорьевич - человек лет 40 - говорил горячо, убежденно. Возражений не принимал. Мнение свое он выстрадал, посвятив махолетам около 20 лет жизни. Построил более десятка аппаратов. Один из них, моторный. напоминал гигантского кондора. Свои махолеты Ляхов называл "Дедалами".

В одном из писем Михаил Григорьевич писал: «Сейчас к проблеме машущего полета подхожу с довольно серьезным опытом, разрушив три аппарата и зачеркнув немало "белых пятен’. В том, что у человека появятся машущие крылья, я абсолютно уверен».

Чуть ли не каждую весну и осень Михаил Григорьевич уезжал в «страну голубых гор», в Коктебель - курортный городок в Крыму. Уезжал, чтобы там. на горе Узун-Сырт, в восходящих воздушных потоках испытать свой очередной махолет.

В1978 году Ляхов привез в Крым новый аппарат, «Дедал» под номером 14. Он был разработан на базе дельтаплана. Полет на нем стоил изобретателю жизни.

Два крыла за спиной

В 1961 году было выдано изобретательское свидетельство на механизм привода машущих крыльев. С автором этого изобретения, Ваганом Сергеевичем Аветисовым, мне удалось познакомиться и даже побывать у него в Москве.

Он был уже не молод, но по-кавказски горяч. В махолеты, в их блестящее будущее верил безмерно. Во время моего визита Ваган Сергеевич поставил на стол макет механизма для управления крыльями махолета. Механизм сложный и хитроумный.

Потом на стол легли фотографии. В 1961 году Аветисов и его единомышленники создали большую, размахом два метра и весом около трех килограммов, модель махолета А-2, привод которой работал на сжатом воздухе. Запаса его хватало, чтобы модель, набрав высоту, пролетала метров 250-300.

В это же время Аветисов работал над индивидуальным махолетом РАМП-1, то есть «Ранцевым аппаратом машущего полета». На нем планировалось применить паровой двигатель, конечно, специальной, максимально облегченной конструкции. Запас горючего и воды рассчитывался на полет в течение пяти часов со скоростью не менее 100 километров в час.

Над созданием летательных аппаратов с машущими крыльями изобретатели работают и по сей день, работают во многих странах, не теряя веру в конечный успех своего нелегкого дела.


Рубрика: История техники | Просмотров: 2036 | Дата: 30 Апр 2024| Рейтинг: 4.0/1
Нынче с утра: Вторник


«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031


Праздники сегодня

Конструктор сайтов - uCoz ( Copyright MyCorp © 2024 )